Финансовый омбудсмен поможет жителям Приморья защитить свои права

Финансовый омбудсмен поможет жителям Приморья защитить свои права

Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу 3 сентября. Ожидается, что новый институт досудебного урегулирования позволит снизить число судебных прецедентов между гражданами и поставщиками финансовых услуг в спорных ситуациях.

Для каких организаций исполнение решений финансового уполномоченного обязательно?

Обязанность исполнять решение омбудсмена в зависимости от секторов финансового рынка будет вводиться в разные сроки.

Страховые компании в части ОСАГО и других «моторных» видов страхования обязаны присоединиться к системе с 1 июня 2019 года, всех остальных видов страхования (за исключением ОМС) – с 28 ноября 2019 года. Нововведение распространится на микрофинансовые организации с 1 января 2020 года. На кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, потребительские кооперативы и ломбарды – с 1 января 2021 года.

Финансовые организации уже с 3 декабря 2018 года могут добровольно присоединиться к системе финансовых уполномоченных. Это приветствуется и будет учитываться при осуществлении Банком России поведенческого надзора.

Кроме того, Банк России будет вести реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным. Если к моменту полного вступления в силу закона организация не войдет в данный реестр, то ей будет запрещено работать с физическими лицами.

Как по новому закону будет проходить процедура урегулирования спора между гражданином и финансовой организацией?

Новый орган будет до суда рассматривать споры физических лиц с имущественными претензиями до 500 тысяч рублей, а споры по ОСАГО – вне зависимости от суммы.

За урегулированием спора следует сначала обратиться в финансовую организацию и, только если проблему решить не удастся, – к омбудсмену. Финансовый уполномоченный уведомит об этом финансовую организацию и даст ей шанс еще раз уладить свои отношения с заявителем. Если после этого требования клиента будут выполнены или стороны смогут договориться и между ними будет оформлено соглашение, вопрос считается решенным. А если соглашения достичь не удалось, то финансовый уполномоченный выносит собственное решение в течение 15 рабочих дней. Срок может быть продлен на 10 дней в случае проведения технической экспертизы. При подаче обращения через профессиональных посредников (юристов) срок рассмотрения будет больше и составит 30 рабочих дней.

Решение уполномоченного финансовая организация обязана исполнить в течение 30 дней после вступления в силу, в противном случае омбудсмен уведомляет об этом Банк России и выдает удостоверение для принудительного исполнения решения.

Можно ли оспорить это решение?

Любая не согласная с решением сторона может обратиться в суд. Гражданин имеет право сделать это в течение 30 календарных дней, финансовая организация – 10 календарных дней. Если организация проигрывает дело в пользу потребителя, с нее дополнительно взыскивается 50% штрафа от суммы удовлетворенной претензии.

Сколько стоят услуги финансового уполномоченного?

Обращения граждан рассматриваются бесплатно, но подача обращения профессиональным посредником (юристом) осуществляется на платной основе.

Подчеркну: чтобы обратиться к омбудсмену, не нужны особые знания в области юриспруденции. Соответственно, нет необходимости в услугах посредников. Поэтому лучше делать это самостоятельно. Служба финансового уполномоченного поможет правильно оформить претензию.

Как подать обращение уполномоченному?

Направить обращение можно будет через сайт финансового уполномоченного, портал «Госуслуги» или многофункциональные центры.

Будут ли представительства Службы финансового уполномоченного в регионах?

Основная форма рассмотрения споров – заочная, поэтому для граждан не так важно, где находится финансовый омбудсмен территориально.

Раньше не было уполномоченных, но с жалобой на финансовую организацию можно было обратиться в Банк России. Что изменится с введением нового института?

Действительно, сегодня жалобы в отношении финансовых организаций рассматривает Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, однако в силу законодательных ограничений она не может принимать решения по имущественным требованиям граждан. Нововведение способствует охвату 100% жалоб и обращений.

Также закон стимулирует участников рынка самостоятельно урегулировать споры с клиентами, так как финансовая организация платит взносы в зависимости от количества принятых против нее решений финансового омбудсмена.

Кроме того, статистика споров, которые рассматривает финансовый уполномоченный, станет общедоступной, что позволит гражданам выбирать поставщика финансовых услуг не только в рамках ценового диапазона, но и по признаку добросовестного отношения к потребителю.



Добавить комментарий

Войти через соцсети