Банки будут возвращать клиентам переведенные мошенникам деньги

Все российские банки теперь обязаны проверять, не находятся ли счета получателей денежных переводов в специальной базе Банка России. В эту базу попадают счета, которые ранее были задействованы в преступных схемах, и если банк допустил перевод на такой счет, ему придется возместить клиенту деньги. Об этом нововведении рассказали в Дальневосточном ГУ Банка России.

– Правда ли, что сейчас банки будут возвращать клиентам деньги, даже если те сами перевели их мошенникам?

– С 25 июля начал действовать новый механизм противодействия мошенническим операциям. Теперь банку придется возмещать клиенту деньги, если он допустил их перевод на мошеннический счет. Информация о таких счетах находится в специальной базе Банка России. Сделать это банк должен в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего.

В базу Банка России попадают данные обо всех операциях, совершенных без согласия клиента, а также о плательщиках и получателях денежных средств, замеченных в таких операциях. Эта информация поступает регулятору от банков, полиции и других участников информационного обмена. У всех банков есть доступ к базе. Выполняя денежный перевод, банк должен свериться с ней, и, если операция по каким-либо параметрам покажется ему подозрительной, приостановить ее на два дня, чтобы деньги не ушли мошенникам. После этого банк обязан предупредить клиента о своих подозрениях (способ уведомления предусмотрен договором с банком, в большинстве случаев – это смс-сообщение). За два дня человек, находящийся под влиянием мошенников, сможет одуматься и отказаться от перевода денег. Но если этого не происходит, и человек, несмотря на все меры, предпринятые банком, продолжает настаивать на операции, то банк будет обязан выполнить распоряжение клиента. В этом случае банк освобождается от финансовой ответственности.

– Какие признаки могут свидетельствовать о несанкционированной операции?

– Регулятор расширил перечень признаков мошеннических операций, которые банки должны учитывать для защиты своих клиентов. Сейчас кредитные организации обязаны приостанавливать переводы денег на счета, сведения о которых получены из базы данных Банка России, а также счета, которые антифрод-системы самих банков оценили как мошеннические.

Еще один новый критерий – информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств. При этом поступить в банк она может по любым каналам, а не только от правоохранительных органов.  Например, если клиент или другое заинтересованное лицо предоставят подтверждающий документ о возбуждении уголовного дела. Банк будет учитывать эту информацию и приостанавливать зачисление средств на счет.

Банки будут также учитывать информацию, которая поступила от сторонних организаций. Например, данные от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих сообщений с новых абонентских номеров или от новых адресатов в мессенджерах. Если в соглашении между оператором связи и банком предусмотрено получение такой информации, то кредитная организация должна ее учитывать в процедуре выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Кроме того, банки обязаны приостанавливать переводы денег, если выявлена нетипичная для клиента операция (по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения). Или если зафиксирована попытка осуществить операцию с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками, и информация о нем есть в базе данных регулятора.

– Что будет, если данные клиента окажутся в базе Банка России?

– Если сведения о клиенте попали в базу данных Банка России, то банки вправе отключить ему доступ к дистанционному обслуживанию до тех пор, пока информация не будет исключена из этой базы. В случае поступления сведений от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа обязательна. Это значит, что правоохранительные органы уже занимаются расследованием факта мошенничества в связи с обращением пострадавшего.

Случайно попасть в базу нельзя, для этого должны быть серьезные основания. Вначале пострадавший обращается в свой банк с заявлением о хищении денег и банк проводит внутреннюю проверку по изложенным в обращении фактам.  После этой процедуры банк направляет информацию в Банк России, где также проверяют информацию перед тем, как внести ее в базу. Поэтому добросовестные граждане могут не опасаться включения своих банковских реквизитов и других данных в базу.

– Можно ли исключить сведения о счете из базы данных?

Да. Для этого человеку нужно обратиться с заявлением в банк, от которого он узнал о блокировке, или в Интернет-приемную Банка России на сайте www.cbr.ru.

Если банк считает, что сведения о его клиенте в базе данных содержатся необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление об их исключении. По закону у Банка России 15 рабочих дней на принятие решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этих требований.



Добавить комментарий

Войти через соцсети