Банк России предупреждает граждан о мошеннических схемах

Банк России начал публиковать на своем сайте информацию о новых сценариях, которые придумывают мошенники, и о методах убеждения, которые те используют для обмана. Одновременно в разделе будут представлены рекомендации по противодействию злоумышленникам, рассказали в Дальневосточном ГУ Банка России.

– Почему люди, которые копили годами, так легко переводят деньги незнакомцам?

– Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека: запугивают или, наоборот, обнадеживают, в результате чего он теряет бдительность, раскрывает личные и финансовые данные, переводит незнакомцам деньги либо даже берет кредит для последующей передачи заемных средств в чужие руки.

Чтобы войти в доверие к человеку, аферисты используют самые обсуждаемые новости, могут даже сами напоминать о правилах безопасного использования платежных карт. В своих схемах они часто упоминают Банк России, полицию, налоговую, бюро кредитных историй – организации, которым люди доверяют.

Звонки на телефон жертвы могут поступить от имени разных организаций, мошенники при этом используют технологию подмены телефонных номеров. Откуда они звонят, человек не увидит, на дисплее будет высвечиваться номер реальной организации. При этом человека постараются вывести из спокойного состояния, чтобы он перестал мыслить логично и критически. Психологическое давление – важный элемент социальной инженерии, мошенники знают, что в любой системе защиты человек нередко является слабым звеном и сам невольно оказывает содействие преступникам.

– Какие мошеннические схемы наиболее популярны?

– Схема со звонком якобы из банка – одна из самых известных, к ней-то чаще всего и прибегают аферисты. Злоумышленники часто сообщают человеку о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности их якобы нужно перевести на «специальный» или «безопасный» счет, например, в Центробанке. На самом деле Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и не звонит гражданам по таким вопросам. А счет, реквизиты которого называют злоумышленники, часто является счетом, оформленным на физическое лицо. Напомним, самая распространенная комбинация у обычных счетов физических лиц начинается с цифр 40817.

Есть схемы, связанные с оформлением кредита. Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят уже от имени сотрудников службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России и подтверждают, что кредит оформляется, и, чтобы не допустить этого, нужно оформить «встречный».

На самом деле сотрудники банков и БКИ не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону. Если вам поступают такие звонки, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что они от мошенников. Схем обмана очень много, о них можно узнать в том числе на официальном сайте регулятора www.cbr.ru в разделах «Информационная безопасность», «Противодействие мошенническим практикам».

– Есть ли общие рекомендации, которые помогут не стать жертвой мошенников?

– Не сообщайте никому и никогда полные паспортные данные, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Как можно меньше информации о себе оставляйте в социальных сетях и на форумах. Не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне. Если вам звонят с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный счет», не соглашайтесь. Даже если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организации, положите трубку. После чего самостоятельно, не перезванивая на входящий, а набирая вручную номер телефона, указанный на обратной стороне банковской карты, на сайте банка или другой организации, от имени которой поступил звонок, позвоните и проясните ситуацию. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах Яндекс и Mail.ru помечены маркировкой в виде синего кружка с галочкой.

Совершайте покупки в интернете только на проверенных сайтах. Заведите отдельную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос или получить какую-либо выплату. Установите антивирус на все устройства и обновляйте его.

– Что делать, если вы все-таки стали жертвой мошенников?

– Немедленно заблокируйте карту в мобильном приложении или личном кабинете на сайте банка, через его контакт-центр (телефон указан на оборотной стороне карты) или в офисе. В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией и заявление о хищении денег в любое отделение полиции.



Добавить комментарий

Войти через соцсети