Первая встреча с инвестором
Компания намерена привлечь в капитал новых инвесторов. Какие данные о финансовом состоянии бизнеса и в каком формате стоит раскрывать при первой встрече?
Не нужно перегружать инвестора цифрами. Уместно раскрыть товарооборот компании, возможно, и в натуральном выражении, валовую прибыль, число сотрудников, количество офисов. Показатели можно взять за трехлетний период.
Кроме того, в презентации должны быть четко сформулированы цели, куда стремится предприятие. Их можно выразить и в финансовых показателях: выручка, прибыль, рентабельность, капитализация и т.п. И в рыночных позициях, например, доля в своем сегменте.
При этом потенциальный инвестор должен понимать, для чего именно привлекаются его средства. Например, разработка новых продуктов, развитие филиальной сети, расширение производства. То есть, не раскрывая деталей бизнес-плана (это происходит на следующих стадиях переговоров), вы показываете, что он у вас есть.
Как реагировать на просьбу представить отчетность?
Эта просьба не должна застать врасплох. Можно передать копии основных форм отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках), а также аудиторских заключений за последние два-три года. Этой информации будет достаточно, чтобы инвестор смог рассчитать, пусть приблизительно, ключевые финансовые показатели компании. Из отчетности, по крайней мере из той, что сдают в налоговую инспекцию, тоже нет смысла делать великую тайну. За небольшую плату можно получить соответствующие сведения по любому предприятию.
Другое дело – внутренняя документация, разные управленческие отчеты, над созданием которых трудится целый штат финансистов. Данные, содержащиеся в них, лучше оставить. на потом, когда будут заключены соглашение о намерениях и договор о конфиденциальности. Но если эти данные сильно отличаются от официальных, стоит заранее подготовить объяснения.