Не ждите налоговых сюрпризов
Вступила в силу первая часть (февраль 1999 года) Налогового кодекса России (НК РФ). Следует полагать, что нормы НК РФ будут взяты на вооружение налогоплательщиками при формировании финансовых результатов и отстаивании своих интересов.
При этом вопросы будут появляться при каждом обнаружении в нормативных актах о налогах и сборах неустранимых противоречий и неясностей, которые теперь будут трактоваться в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ). В пункте 1 статьи 6 НК РФ перечислены конкретные признаки несоответствия, наличие которых позволяет признать нормативный акт о налогах и сборах не соответствующим НК РФ:
-
издание акта с превышением полномочий либо с нарушением установленного порядка его издания;
-
отмена или ограничение прав либо изменение содержания обязанностей участников налоговых правоотношений;
-
разрешение или допущение действий, запрещенных в НК РФ;
-
установление не соответствующих НК РФ оснований, условий, последовательности или порядка действий участников налоговых правоотношений;
-
изменение содержания понятий и терминов, определенных в НК РФ.
На что следует обратить внимание:
1. В НК РФ появилось понятие “реализация”. В прежних нормативных документах его не было. С 1999 года положения уже действующих законов о НДС, дорожных фондах, налоге на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, в которых налогооблагаемая база определялась как обороты по реализации товаров, работ, услуг, должны определяться иначе. НК РФ устанавливает, что “реализацией” признается передача на возмездной и безвозмездной основе (за плату и без нее) права собственности на товары, работы, услуги. Таким образом, для целей налогообложения не могут считаться все обороты, отраженные по кредиту счетов 46, 47, 48, и признание реализацией передачи товаров, работ, услуг в рамках одного предприятия становиться невозможным.
В НК РФ четко определены понятия имущества, товаров, работ и услуг для целей налогообложения.
Установлено, что не является “реализацией” (п.3 ст. 39 НК РФ):
-
передача товаров, работ, услуг, если она носит инвестиционный характер (вклады в уставный капитал), вклады по договору о совместной деятельности;
-
передача имущества участнику договора о совместной деятельности в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
-
передача имущества организации ее правопреемникам при реорганизации организации;
-
передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации.
Для целей налогообложения особого внимания заслуживает факт передачи имущества от совместной деятельности. Прежнее законодательство допускало, что налоговые органы вправе оценить результаты сделки и произвести бесспорное взыскание недоимки. Не стоит обольщаться, что взыскание налога с предприятия не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с его контрагентами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика, – подобные доказательства не составят большого труда для налоговых органов.
2. В соответствии со статьей 40 НК РФ определено понятие “рыночная цена” – цена, которая оговорена сторонами в договоре.
Отменены положения налогового законодательства, действовавшие ранее. С 1 января 1999 года налоговые органы вправе контролировать применение цен по сделкам в случаях реализации:
-
между взаимозависимыми лицами;
-
по товарообменным (бартерным) операциям;
-
при значительном колебании уровня цен (более чем на 30 процентов в ту или иную стороны) применяемых по идентичным товарам в пределах непродолжительного времени.
При этом нет определения понятия “непродолжительного времени” и предприятиям есть над чем задуматься при ценообразовании на товары, работы и услуги, расчеты за которые имеют длящийся характер. Налоговые органы вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов и пеней, рассчитанных исходя из отклонений цены сделки более чем на 30 процентов от рыночной цены идентичных товаров, работ, услуг.
3. В соответствии со статьей 64 НК РФ определены условия, при которых предприятия могут получить отсрочку по налоговым платежам.
4. Штраф за налоговое правонарушение взыскивается по решению суда.
В соответствии со статьей 108 НК РФ каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.
5. Сокращен срок исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушение налогового законодательства, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. При этом следует знать, что в соответствии с пунктом 2 этой статьи течение срока давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах. При этом не определено, что такое “иное нарушение законодательства о налогах”, и потому следует предположить, что на практике данное понятие будет трактоваться налоговыми органами достаточно широко.
6. Снижены и подробно расписаны штрафные санкции.
Предприятие, которое умышленно или неумышленно занизило величину налогооблагаемой базы, должно оплатить сумму доначисленного налога по решению налоговых органов, штраф в размере 20 или 40 процентов от величины неуплаченного налога – по решению суда (ст.120 НК РФ). Пени за просрочку взыскивается с предприятия в бесспорном порядке, при этом следует знать, что НК РФ прямо устанавливает, что во всех случаях сумма пени не может превышать неуплаченной части налога.
7. В статье 5 НК определен порядок вступления в силу актов налогового законодательства.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода. Таким образом, запрещено изменять налоговое законодательство задним числом.
Вам предложена небольшая часть вопросов. Количественные и качественные изменения произойдут с принятием второй части НК РФ. Правильное применение норм НК РФ и нормативных актов о налогах, сборах, бухгалтерском учете для целей налогообложения имеет исключительно важное значение для налогоплательщиков.
Серебренникова Г.А., ЗАО “Марка Аудит”