Налог на добавленную стоимость и расходы на рекламу
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.1995 № 08-ФЗ «О рекламе» (далее Закон 108-ФЗ) рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом и юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Следовательно, сувенирная продукция, содержащая символику учреждения (его товарный знак, наименование, адреса и контактные телефоны, указание на осуществляемые виды деятельности, другую подобную информацию) и распространяемая среди контрагентов, то есть неопределенному кругу лиц, признается рекламной продукцией, затраты на изготовление (приобретение) которой подлежат учету в качестве расходов на рекламу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров. Если для целей главы 25 НК РФ затраты на рекламу рассматриваются как расходы, то для целей исчисления налога на добавленную стоимость передача сувенирной продукции на безвозмездной основе приравнивается к реализации, и следовательно, возникает объект налогообложения. Данная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 31.03.2004 № 04-03-11/52, от 25.11.2004 № 03-04-11/209 и письме МНС РФ от 05.07.2004 № 03-1-08/1484/18. Следует отметить, что ранее МНС РФ не рассматривало передачу товаров (работ, услуг) в рекламных целях как безвозмездную передачу.
Налоговая база при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) определяется в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ (исходя из рыночных цен), такая норма установлена пунктом 2 статьи 154 НК РФ. Сумма начисленного налога, по нашему мнению, отражается записью Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 68/2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» и не учитывается при определении налогооблагаемой прибыли.
По общему правилу налог на добавленную стоимость по товарам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, подлежит вычету. В тоже время в соответствии с пунктом 7 статьи 171 НК в случае, если соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Если организация осуществляет как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, то с учетом положений пункта 4 статьи 170 НК РФ налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам за сувенирную продукцию в размере, соответствующем нормам, установленным главой 25 НК РФ (если фактические затраты превышают нормы), подлежит распределению в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.
Сумма налога, исчисленная в соответствии с приведенной пропорцией, и приходящаяся на освобожденные от налогообложения операции учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), а сумма налога соответствующая облагаемым операциям подлежит вычету.
Не принимается к вычету, и на основании пункта 49 статьи 270 НК РФ не учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль сумма налога, относящаяся к сверхнормативным расходам.