Маркетинговые условия и себестоимость

Ведущий специалист ЗАО “Дальаудит” А. А. Шкильнюк

Надо сказать, что детального определения понятия “маркетинговая услуга” либо “услуга, связанная с проведением маркетинга”, не существует.

Маркетинг “в классическом понимании – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товара и услуг от производителя к потребителю” Амбарцумов А. А. Сторожков Ф. Ф. “1000 терминов рыночной экономики”. М., 1993, с. 129). Исходя из этого определения логично предположить, что услуги, связанные с обеспечением продвижения товаров и услуг от производителя потребителю, можно назвать маркетинговыми.

Однако необходимо учитывать, что данная статья расходов отсутствует в перечне включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, связанных со сбытом продукции. Поэтому отнесение данных расходов на себестоимость в качестве самостоятельной калькуляционной статьи не обосновано.

Кроме того, сложность определения источника маркетинговых расходов обусловлена сложностью толкования понятия маркетинговых услуг. При решении вопроса об отнесении расходов, связанных с оплатой маркетинговых услуг, в каждом конкретном случае следует исходить из экономического содержания услуги, а также из договорных условий с подрядчиком. Многое будет также зависеть и от определения временной взаимосвязи оказанной услуги с продвижением продукции на рынке сбыта от производителя к потребителю. Маркетинговые услуги могут быть включены в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) лишь в части, предусмотренной Положением о составе затрат, например, как расходы на рекламу, оплата транспортных и складских услуг и другие, т.е. как расходы, непосредственно связанные с реализацией продукции.

Если под “маркетинговыми исследованиями” имеется в виду изучение долгосрочной перспективы развития какого-либо сегмента рынка в территориальном или ином разрезе, эти затраты носят долгосрочный характер и в текущие издержки производства и обращения включены быть не могут.

Также представляется правильным вывод, что неправомерно относить на себестоимость оплату за маркетинговые услуги, если на предприятии существует собственный отдел сбыта готовой продукции и происходит дублирование его функций. Основными задачами такого отдела являются реализация продукции, исследование рынка и продвижение на рынке конкретной продукции.

С учетом изложенного рекомендуем тщательнее подходить к заключению подобных договоров, поскольку, как показывает практика, маркетинговые договоры чаще всего создают проблемы в области налогообложения.



Добавить комментарий

Войти через соцсети