Об изменениях в налоговых льготах для резидентов ТОР и СПВ

Андрей Микулин, руководитель сахалинского офиса «Пепеляев Групп» Андрей Микулин (a.mikulin@pgplaw.ru), руководитель сахалинского офиса «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук. Специализируется в области административного, финансового, таможенного и гражданского права, имеет большой опыт консультирования крупных российских и иностранных компаний по различным юридическим вопросам, включая правовое сопровождение масштабных проектов в рыбадобывающей, строительной, ресурсной и перерабатывающей отраслях на Дальнем Востоке.


 

Екатерина Самусенко (e.samusenko@pgplaw.ru), юрист Дальневосточного офиса «Пепеляев Групп». Специализируется в области инвестиционного права, включая специальные режимы «свободный порт Владивосток» (СПВ), «территории опережающего социально-экономического развития» (ТОР), имеет опыт работы в комиссии по рассмотрению и одобрению проектов при присвоении статуса резидента СПВ и ТОР. Участвовала в разработке проектов изменений в федеральном законодательстве о СПВ и ТОР на ДВ.


 

Инвестиционные режимы территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) действуют на Дальнем Востоке России начиная с 2015 года. Однако уже в 2019-2020 гг. порядок применения резидентами налоговых льгот существенно изменился.

Безусловно, одним из самых интересных для инвесторов нововведений стало правило о так называемой «дедушкиной оговорке», вступившее в действие с 1 января 2019 года. Суть нового правила – в предоставлении резидентам ТОР и СПВ возможности не применять нормы налогового законодательства, которые изменяют их положение как налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

«Заморозка» налоговых ставок и тарифов страховых взносов относится к изменениям в правовом регулировании, так или иначе ухудшающим положение резидентов – в части увеличения или отмены пониженных льготных ставок, отмены или изменения условий предоставления преференций. Вместе с тем она касается лишь страховых взносов, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного и земельного налогов и не распространяется на НДС и акцизы. То есть при изменении размера и порядка уплаты НДС (как это, например, произошло с 1 января 2019 года) и акцизов новые правила резидентам ТОР и СПВ применять все же придется.

Следует отметить, что стабилизационная оговорка применяется только при условии, что в тексте самого соглашения об осуществлении деятельности имеются ссылки на положения актов налогового законодательства в части использования таких налоговых преференций. Наш опыт показывает, что управляющая компания не всегда включает в текст соглашения прямые ссылки на конкретные нормы, поэтому во избежание дополнительных рисков инвесторам на этапе согласования условий следует обращать внимание на это обстоятельство и при необходимости настаивать на редактировании проекта документа.

К сожалению, незадолго до введения «дедушкиной оговорки» законодатель все-таки успел ограничить резидентам право на льготу в виде применения пониженных тарифов страховых взносов. С 3 августа 2018 года плательщики взносов, получившие статус резидента ТОР или СПВ, применяют пониженные тарифы исключительно в отношении базы, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Заметим, что ранее такое ограничение в законе отсутствовало. Однако, несмотря на это, налоговые органы стали применять новые правила также в отношении тех инвесторов, которые получили статус резидентов до введения этих правил в действие. Попытки некоторых «старых» резидентов доказать свое право на применение пониженных ставок в отношении всех работников, которым производятся выплаты, пока успехом не увенчались – суды становятся на сторону инспекций (решение АС Приморского края от 12.02.2020 по делу № А51-20126/2019, решение АС Камчатского края от 13.03.2020 по делу № А24-7033/2019). Вместе с тем, на наш взгляд, плательщики страховых взносов при условии качественной досудебной подготовки имеют шансы подтвердить правомерность применения льготы в отношении сотрудников, задействованных в реализации инвестиционных проектов.

Большое значение для инвесторов имеют также законодательные меры, направленные на исключение случаев неоправданного лишения резидентов ТОР и СПВ права на применение льготы по налогу на прибыль, мотивирующиеся недостижением ими 90% порога доходов от осуществления деятельности в рамках заключенного соглашения. Практика показала, что в результате не зависящих от налогоплательщиков обстоятельств в их отчетности могут формироваться существенные внереализационные доходы в виде положительных курсовых разниц по валютным обязательствам. Это позволяет говорить о недостижении резидентами необходимого 90-процентного уровня доходов от реализации инвестиционного проекта и, как следствие, порождает существенный риск лишиться права на применение налоговых преференций. В целях устранения такой неопределенности с 1 января 2020 года положительные курсовые разницы исключены из расчета доли доходов, полученных от реализации соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности.

Впрочем, проводя аналогию с уже действующим механизмом для участников региональных инвестиционных проектов, мы можем с высокой долей вероятности предположить, что в отношении прошлых периодов (например, 2017 год) налоговые органы будут придерживаться формальной позиции и считать, что резиденты, не достигшие 90-процентного порога из-за получения положительных курсовых разниц, не вправе применять льготную ставку налога на прибыль. Однако эта позиция налоговых органов не бесспорна и определенно не соответствует цели и смыслу законодательства о защите и поощрении инвестиций на Дальнем Востоке. Наш опыт показывает, что при условии надлежащей правовой защиты налогоплательщик имеет реальную возможность доказать свое право на применение преференций (постановление АС Дальневосточного округа от 20.11.2019 по делу № Ф03-5236/2019, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2020 по делу № А58-6065/2019).

В условиях часто меняющихся норм законодательства бизнесу необходимо постоянно отслеживать такие изменения. Это позволит, с одной стороны, избежать возможных негативных последствий, а с другой – своевременно использовать новые возможности экономического стимулирования, которые предоставляются законодателем.



Добавить комментарий

Войти через соцсети