Идем на Восток. Перспективы экспорта в Китай
С девальвацией рубля и спадом потребления в России началась «экспортная лихорадка». Множество российских компаний сделали ставку на экспорт. Китай как ближайший сосед кажется наиболее привлекательным партнером. О тонкостях внешней торговли мы говорим с Г.П. Ктоян, директором ООО «ТЗЛК».
– Как обстоит ситуация с экспортом российских товаров в Китай? Что пользуется большей популярностью?
– В целом за последний год структура экспорта не изменилась. КНР все также активно закупает свежемороженую рыбу, в небольших объемах – рыбные консервы, морские деликатесы. Спрос несколько вырос за счет того, что в Поднебесной набирают популярность рыбные рестораны.
Еще китайцы по достоинству оценили российскую свинину, колбасные изделия, растительное масло, муку, шоколад. Почему-то они считают наше сельское хозяйство отсталым, а потому экологически чистым. В Пекине и Шанхае есть эко-лавки с российскими продуктами и там стоят очереди.
Если говорить о свежих морепродуктах, меде, то здесь возникают сложности. Товар должен пройти ветконтроль, иметь сертификаты качества Роспотребнадзора, быть упакованным в соответствии с международными стандартами. Еще на границе товар в течение нескольких дней проходит процедуру ветеринарного или фитосанитарного контроля. Это время может стать фатальным для живого гребешка, к примеру.
– Если компания решила заниматься экспортом, с чего им стоит начать?
– Стоит найти покупателей на той стороне, договориться о поставках, найти логистическую компанию, которая обеспечит процесс перевозки и таможенного оформления. Потом заключаются контракты. Мы можем возить под свой контракт или предоставлять только транспортные услуги.
В этом году мы поставляли в Китай свежемороженую рыбу. Кстати, на границе есть ограничения на количество проходящих за 1 раз рефконтейнеров. Так, партию из 10 контейнеров нам пришлось отправлять в 3 этапа. Поэтому, если планируете крупную поставку, обязательно уточните эти моменты, иначе ваши машины встанут на границе в ожидании своей очереди.
Выход на рынок КНР сложен для российских компаний, в частности из-за разницы бизнес-культур. Поэтому, решив развивать экспорт, стоит заручиться поддержкой профессионалов.