В кризис – все внимание на производство и потребление

Было время – и были подвалы,
Было дело и цены снижали,
И текли, куда надо, каналы,
И в конце, куда надо, впадали.

В. Высоцкий, «Баллада о детстве»

Итоги года, по данным разного рода публичных отчетов Министерства экономического развития, не дают повода оставаться спокойным. Еще это усугубляется индифферентным управлением экономикой России.

В оперативном мониторинге Минэкономразвития падение ВВП – основного макроэкономического показателя – по итогам 2016 года составит 0,5% вместо предполагаемых 0,6%. И это подается как прогресс. В материале «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-октябре 2016 года» (Москва, ноябрь 2016) находим:

«Тенденция падения ВВП продолжается пятый квартал подряд. Во II квартале 2015 г. было зафиксировано «дно спада» – 4,5 % г/г. К середине 2016 г. динамика ВВП все еще не восстановилась, но почти вплотную приблизилась к нулевой отметке» (с. 11).

Перспектива тоже не радостна. Предполагаемый рост промышленного производства к концу 2017 г. будет на уровне 1%, хотя ранее чиновники выдавали скромную оценку 0,4%. И это сильно отличается от тех показателей, которые мы приводили в предыдущей статье на основании данных Кудрина, которые он подтвердил на Гайдаровском конгрессе. В бюджетах 2017-2019 гг. под сокращения попадут почти все статьи расходов, кроме социальных. Власти ожидают, что в следующем году доходы казны составят 13 трлн рублей, расходы – более 16 трлн рублей. Дефицит бюджета, следовательно, составляет почти 18% (https://russian.rt.com/business/article/345607-itogi-2016-ekonomika-rossiya).

Но интереснее то, как это оценивается высшим руководством. «В 2016 году динамика очень хорошая. <…> Экономика приспособилась», – заявил 23 декабря президент России Владимир Путин во время традиционной ежегодной пресс-конференции. Примечательно, что именно в уходящем году Путин посвятил экономической тематике более 60% времени мероприятия. О работе правительства он сказал:

«В целом считаю деятельность правительства удовлетворительной. Больше трети намеченных мероприятий пока не выполнено, однако стратегически правительство делает нужные шаги и действует эффективно».

Что тут скажешь. Вам, товарищ, пиджак сшили без рукавов, и штаны без молнии. Но Вы уверены, что это хороший портной. Хорошо, что еще не дошло до ситуации «голого короля».

Некоторые экономисты вообще считают, что правительство действует вопреки интересам государства (М. Хазин). Мы здесь, в дальневосточном «далеке», рассуждаем пока помягче и рассматриваем эту ситуацию как неспособность правительства реально управлять экономикой страны. Но в дальнейшем это объективно выльется в преступную неспособность.

Налицо имеем кризис в управлении экономикой. Я говорю не о кризисе в экономике, к которому уже все привыкли, поняли и как-то приспособились. А именно о кризисе в управлении. Но вера руководства в непогрешимость монетаризма непоколебима. И, следовательно, кризис консервируется надолго.

В этом кроется и коренное свойство современной парадигмы менеджмента страны, порождающей основные недостатки современного управления. Первое, о чем можно кратко сказать, это постоянное возрождение коррупционеров. Кого ни поставь на должность – тот со временем становится коррупционером. Массовые другого слова не подберуаресты чиновниковкоррупционеров и подпольных миллиардеров подается как усиление борьбы с коррупцией.

Но если взглянуть с другой стороны, в чем причина такой массовости? Ответ простой – отсутствие целевых показателей для их деятельности. И причина – в системе управления.

Пример. В Крыму пожаловались на отсутствие сети хороших дорог. Медведев выделил 5 млрд руб. на это дело. И на этом управленческий процесс закончился (возможно, до периода отчета по затраченным средствам). Никто не поставил задачи, сколько дорог при этом должно быть построено и отремонтировано. Нет целевого показателя, что должно быть сделано и в какой срок. И это главное. А в промежутке между деньгами и реальным делом возникают множество щелей растрат. От простого воровства, «откатов» до распоряжения средствами в интересах «своих людей». В данной системе управления коррупция имманентно присуща государственным чиновникам.

В предыдущих статьях я показал, что в условиях кризиса всегда низший уровень управления имеет тенденцию к централизации экономики. Это главное свойство любой управляемой системы. Но это противоречит главной идеологической установке – критике централизованно управляемой экономики страны и неспособности государства управлять экономикой. ПАРАДОКС: люди, всемерно стремящиеся во власть, объявляют государство неспособным в принципе эффективно управлять.

В условиях «демократии» когда «разрешено все, что не запрещено» (благое намерение) процесс управления сводится к формированию не целей общества, а запретов на то или иное действие. Написание законов отстает от «потребностей общества», это естественно. «Народное» творчество всегда опережает реакцию правительства. Примеры с новыми видами наркотиков, а также алкоголесодежащих продуктов, запреты после разного рода пожаров и др. несчастных случаев многочисленны. Всего не запретишь. А хочется. Поэтому и всегда есть люди, перестаравшиеся с этим (ювенальная юстиция). Наличие массы «управляемых» запретов – вторая причина коррупции.

Я бы многим посоветовал повнимательнее изучить опыт выхода некоторых стран из кризиса 30-х годов. Я о президенте Ф.Д. Рузвельте и его механизме выхода из кризиса. Сколько было стенаний в Америке того времени и обвинений главы государства в «социализме» и даже в «гитлеризме»! А всего-то он спасал капитализм. Его методы управления были централизованными и директивными, как и в Германии и СССР того времени.

Сейчас интересен пример президента Д. Трампа. Посмотрите внимательно на его экономическую составляющую антикризисной системы управления. Пока еще у него не сформировалась цельная система управления, но намерения серьезные. Как в большом бизнесе.

Отсутствие целевого полагания в системе управления – вот в чем главная проблема российской экономики.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети