Суета до полного обнуления

Уставы написаны кровью
Каждый знает, кто служил

Уставы написаны кровью. Однако лучше, чтобы они были написаны мозгами. Дело в том, что все документы подобного рода (включая в том числе и инструкции) начинают устаревать с момента их написания. В массовом порядке изменяются в прядке действующих сражений. Когда выясняются ошибки отставания той теории и опыта, на основе которых были написаны уставы. Право писать уставы есть только у «генералов», а они, как известно, готовятся к прошлой войне. Когда наступает осознание реальных потерь в живой силе (техники, территории) вследствие устаревания правил, только тогда начинается и их пересмотр.

Руководитель любой организации (от водителя автомобиля – это ведь не руководитель? до руководителя государства) проходит три стадии своего развития. 1 – в начале пребывания в должности – изучение действующих инструкций для достижения целей организации; 2 – в период «зрелого руководства» – поиск в практической деятельности возможности «обойти» устаревшие положения инструкций; 3 – «генеральская», когда появляется желание и права изменения действующих инструкций.

То же самое происходит с Конституцией страны. Это тоже организационный документ, хотя и самый важный для государства. Огромное разнообразие примеров конституций разных стран означает то, что идеальной конституции нет. А есть наиболее приемлемая для данной страны в данное время. Конституции реализуют функции управления страной. Так что любая из них может считаться эффективной, если не мешает осуществлению этой задачи.

С момента принятия пока действующей Конституции (в которой практически запрещено госорганам всех уровней заниматься непосредственно экономикой в виде зрения планирования и управления производством и вообще зарабатывания денег для собственного бюджета) мы получили пятикратное падение промышленного и прочего производства. В истории России такого не случилось даже в Великую Отечественную войну. Разве что в Гражданскую (плюс интервенция). И до сих пор промышленность не достигла уровня 1990 г.

Сейчас мы переживаем третью стадию управления страной, когда президент, возможно, осознает потери от применения прежней Конституции в текущем моменте времени. Плюс сложилась ситуация, когда он хочет и способен изменить главную инструкцию страны. Только две причины могут подвигнуть его на это. Первая – это осознание потерь потребления и снижения уровня жизни населения, которые страна несет вследствие отставания от мировой экономики (существуют и политические потери, которые как бы осознаны). И вторая причина – желание остаться у власти на следующий период. Как говорил У. Черчилль, «Власть – это наркотик. Кто попробовал его хоть раз – отравлен ею навсегда».

К изменению Конституции следует относиться нормально. Экономическая жизнь как основа существования общества меняется. Следовательно, и главный управляющий документ должен меняться. В России (СССР) за последние 100 лет изменения конституции всегда были «под первого руководителя». Так, в соответствии с историческими процессами, у нас были конституции 1918 г. (РСФСР, Ленинская), СССР (1924), СССР (Сталинская,1936), СССР (Брежневская,1977), РФ (Ельцинская,1993). Интересно отметить, что Сталинская конституция просуществовала рекордный срок – 41 год. И по структуре она, на мой взгляд, была более прогрессивна, чем все последующие. Там, правда, не было должности президента. Но зато документ был построен по примеру открытого акционерного общества. Верховный Совет – аналог периодического собрания акционеров – назначал правительство и требовал от него отчета о проделанной работе. Депутаты не сидели годами в Совете, как в нынешней Думе (где выборные представители, чтобы оправдать свое просиживание и «показать работу», придумывают разные законы), а периодически съезжались и были фактически проводниками обратной связи от народа к власти.

Сейчас происходит реформа Конституции. Анализ уже опубликованных поправок к ней, с экономической точки зрения означает стагнацию экономики. За государством сохраняется управление только оборонной промышленностью, ядерной энергетикой, федеральным транспортом и программами развития. Эти отрасли и сейчас дают основной прирост показателей экономического роста.

Что касается других важнейших для развития отраслей экономики, то, например, развитие образования, науки и культуры записано как область совместного ведения с субъектами РФ, как и развитие физической культуры и спорта. Т.е. управление и финансирование базовых видов деятельности, обеспечивающих развитие промышленности, будет на прежнем уровне. Но это и логично с точки зрения рыночных идеологов поправок (Но это и логично с точки зрения тех, кто эти поправки придумал? Или Но это и логично с точки зрения рыночной экономики?). Например, предполагается, что Правительство «обеспечивает укрепление и защиту семей, инвалидов, содействует развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии». Обратите внимание: «содействует развитию», а «не управляет промышленностью».

Интересным предложением было существенное усиление полномочий Государственного совета. Однако можно предположить, что после одобренного всеми ветвями власти «обнуления сроков», предложенного В. Терешковой, актуальность этого снизилась. Начинается новый цикл управления для действующего президента в прежней структуре управления. Здесь важно знать, какие долгосрочные цели ставятся первым лицом. Но у нас, как известно, все президенты, начиная с М. Горбачева, избирались без соответствующих программ, которые бы знали все выборщики.

И, наконец, как и любой организационный документ, конституция должна бы содержать целевые установки для чего создается данное образование в виде государства. Например, в Конституции США, в преамбуле, поставлены 5 целей перед государством: обеспечение лучшей кооперации между штатами, гарантия справедливости и общественного порядка, обеспечение защиты от внешних врагов, обеспечение процветания населения, защита свобод в настоящем и в будущем. Т.е. целеполагание в главном документе означает и научность управления. Ничего подобного, включая ту самую научность совершенствования главного документа страны, в поправках к Конституции РФ нет. Правда, впервые добавлено упоминание Бога. Тогда не грех было бы упомянуть в какой-либо форме хотя бы 6 последних заповедей: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не пожелай дома ближнего твоего, не пожелай жены ближнего твоего… ничего из того, что есть у него. И следовало бы требование истового выполнения их всеми служивыми людьми.

Может, тогда у нас все наладится с экономикой?

P.S. В Конституции США упоминания о Боге нет. Более чем 230-летний документ более научен, чем тот, который будет сформирован для управления РФ.



Добавить комментарий

Войти через соцсети