Нефтяная промышленность в России
Нефтяная промышленность играла важную роль в экономике царской России, вступившей во второй половине XIX в. на капиталистический путь развития. До середины 80-х гг. XIX века она стремительно развивалась и вышла на мировой рынок, став серьезным конкурентом американской нефтяной промышленности.
Промышленная добыча отечественной нефти была сосредоточена в двух районах: на Апшеронском полуострове (в Бакинской губернии) и на Северном Кавказе (в Терской и Кубанской областях). Еще в средние века добыча нефти в Баку являлась монополией персидских шахов. Известный венецианский купец Марко Поло, путешествовавший в конце XIII века по берегам Черного и Каспийского морей, в своих очерках писал, что нефть вывозилась из Баку в окрестные местности на верблюдах. Бакинские источники нефти перешли к России при Петре I (1723 г.), но в 1735 г., в царствование Анны Иоанновны, были вновь возвращены Персии. Только в 1813 г. по Гюлистанскому трактату Баку окончательно отошел к России и ханские нефтеисточники стали государственной собственностью.
К концу XIX века действовало свыше 300 буровых скважин, около сотни заводов занимались переработкой нефти. Российская нефтяная промышленность с каждым годом развивалась все более быстрыми темпами. Нефть, вытеснившая, по выражению Д.И. Менделеева, лучину из крестьянской избы, стала одним из основных продуктов потребления, спрос на который постоянно возрастал.
В конце XIX – начале XX века самые крупные действующие месторождения нефти в мире находились в США и России. Высокие темпы развития российской нефтяной промышленности позволили ей со второй половины 90-х годов XIX века стать мировым лидером по добыче нефти. К примеру, в 1900 г. Россия добыла 632 млн. пудов. Однако с 1903 г. вперед выходят США. Как главные нефтедобывающие государства, Россия и США являлись основными поставщиками нефти и ее производных на мировой рынок.
Введение российским правительством в 1891 г. высокой пошлины на иностранные продукты перегонки нефти обеспечило монополию отечественного керосина на внутреннем рынке и перспективу на мировом. Первоначально российский керосин (как и прочие нефтепродукты) в основном экспортировался в европейские страны, главным образом в Англию, Австрию, Голландию, Турцию и Италию. Позже отечественные нефтепродукты стали проникать и в страны Дальнего Востока: Индию, Индокитай, Китай, Японию. В 1890 г. 70% русского керосина экспортировалось в Европу, но уже 3-4 года спустя больше половины его отправлялось в восточные страны. Керосин в ящиках из Батума доставлялся на парусных и паровых судах, а наливной – исключительно на паровых. Свыше 95% вывозимого из Батума керосина доставлялось английскими пароходами, которые фрахтовались в Лондоне.
В Китай русский керосин доставлялся в ящиках и наливом. Одним из главных распределительных пунктов для керосина был Гонконг, который снабжал этим продуктом все города и провинции Южного Китая. Вторым распределительным центром являлся портовый город Шанхай.В Японию наливной керосин из Батума привозился на собственных паровых и парусных судах. После Британской Индии и Китая именно Япония являлась третьим керосиновым рынком для России на Дальнем Востоке. В вывозе нефтяных продуктов через Батум на долю фирм братьев Нобель и Ротшильд (Каспийско-Черноморское Товарищество) приходилось 50-60%. В последнее десятилетие XIX века в экспорте преобладали азиатские потребители. Наибольшее количество керосина Россия вывезла в 1904 г. – 85,1 млн. пудов.
В 1899 г. цены на керосин, коп/пуд, на европейских рынках были такие: Гамбург: русский – 100, американский – 108; Лондон: русский – 93, американский – 111.
После 1906 г. из-за экспортного кризиса Россия утратила свои ведущие позиции на восточных рынках. Из европейских государств наиболее емким был рынок Германии, потреблявший около 800 тыс. т керосина в год. Прочные позиции Россия имела в Англии, являвшейся также крупным рынком керосина среди западноевропейских государств. До 1904 г. русский керосин обеспечивал почти половину потребностей Англии. Затем лидерство здесь, как и в Германии, перешло в США.
Что же касается мирового нефтяного рынка, то на нем полную монополию имел американский трест “Стандард ойл”. В 1906 г. в противовес заокеанскому тресту возникло международное европейское объединение во главе с немецким банком – “Европейский нефтяной союз”, в состав которого наряду с австрийскими и румынскими фирмами вошли также “Братья Нобель”, “Каспийско-Черноморское общество” и общество “Манташев и Ко”. В 1907 г. монополистические объединения договорились о разделе сфер влияния, подписав соглашение, по которому доля “Европейского нефтяного союза” определялась в 25%, а “Стандард ойл” – 75%. К концу первого десятилетия ХХ в. к упомянутым международным трестам присоединилась и англо-голландская компания “Ройял Датч Шелл”, настойчиво укреплявшая свои позиции как в России (на Дальнем Востоке), так и в Европе.
Объем экспорта керосина Россией на мировой рынок зависел не столько от ситуации на отечественном рынке, сколько от сильной конкуренции, прежде всего с американским трестом “Стандард ойл”. В рассматриваемое время керосин являлся основным средством освещения, поэтому торговля им доминировала на мировом рынке. В отличие от других стран, в России производилось много мазута, который широко использовался в энергетическом хозяйстве.”Эра керосина” (с конца XIX в. до первой мировой войны) на международном рынке была отмечена острой конкурентной борьбой за места сбыта этой нефтяной продукции и керосиновой войной (1910-1912 гг.).
В условиях вытеснения русского керосина с заграничных рынков центр тяжести экспорта нефтепродуктов России стал смещаться в сторону смазочных масел. Главным экспортером смазочных масел являлось товарищество братьев Нобель, за ним – Ротшильд, Шибаев, Лиознов, Менташев и другие. Благодаря своим отличным качествам русские смазочные масла в то время пользовались на мировом рынке устойчивой репутацией и постоянным спросом.
Российский экспорт смазочных масел в 1901 – 1904 гг. в среднем составлял 12,8 млн. пудов, а в 1912 г. – 16,47 млн. пудов. В общеевропейском экспорте масел Россия в 1911 г. имела 21,1%, США – 63,3%, Румыния – 2,9%. На европейском рынке главными потребителями смазочных масел были Англия, Германия и Бельгия. Конкурентами России являлись США и Румыния.
Продолжение следует