О чем не сказано в послании
В России все тайна, и ничто не секрет
Мадам де Сталь (фраза приписывается также Екатерине II)
Скоропостижная отставка всего (!) правительства РФ произошла сразу после оглашения послания президента Путина. Поскольку формально она не связана с обращением главы государства, в котором никакого намека не было на такое существенное изменение в системе управления, возникают рассуждения, основанные на косвенных признаках.
Никаких публичных предварительных мероприятий как то выражение недоверия правительству со стороны Государственной Думы, которые предписаны ст. 117 Конституции, не было. Такие мероприятия не делаются спонтанно, поэтому, скорее всего, «секретная подготовка» была проведена и, судя по спокойной и единодушной реакции членов правительства, для них это не было великой тайной. Как и то, что решение об этом принял один человек. В противном случае это был бы саботаж со стороны старого правительства.
И просто так не происходят такие изменения. Что могло послужить причиной? Скорее всего, осознание итогов позорно долгого и позорно слабого роста экономики РФ в целом и катастрофического невыполнения национальных целей (проектов, программ) по результатам (а не по затратам). Так что эта организационная мера была ожидаема.
На сегодняшний момент известен новый состав правительства, который наполовину обновлен. Однако в «экономическом блоке» изменения несущественны. Кроме председателя правительства, которого можно отнести к экономистам, можно отметить Максима Решетникова, который занял пост министра экономического развития. Это кандидат экономических наук, имеет опыт регионального стратегического управления. На встрече с членами нового правительства В. Путин отметил, что важнейшая задача нового кабинета – «повышение благосостояния наших граждан и укрепление нашей государственности и позиций нашего государства в мире». Кажется, все логично. Бытует мнение, что М. Машустин поставлен для выполнения национальных проектов. Но ведь у него объектом управления должна быть ВСЯ Россия, ВСЯ экономика.
Это означает, что у реформаторов другие цели. А именно – остаться у власти еще на более долгий срок. Простая рокировка, как это уже было, повтор. Стратегически не интересно. Скорее всего, строится новая структура власти на базе старой. Достаточно изменить функции управления и полномочия. Например, у того же Совета безопасности РФ.
Далее, в послании главная идея – совершенствование Конституции. Я ожидал, что по критической ситуации и авторитета Путина будет более мощная корректировка основного закона. Вплоть до замены его на новый. В конце концов, дело не в названиях должностей и отделов, а в управленческих функциях, которые должны быть прописаны в положениях о структурных единицах наряду с соответствующими должностными инструкциями и средствами этого обеспечения. Конечно, этот вопрос, когда возникнет необходимость, потребует и соответствующего научно-методического подхода.
Вообще я нормально отношусь к более длительным периодам правления первого лица. Во многих стабильных организациях, например церкви, должность иерарха пожизненная. Если у претендента «на первое место» есть серьезная цель, допустим, качественного изменения развития страны, то это потребует периода времени, равного времени смены одного поколения работающих людей (опыт Японии, Кореи) и определенного единоначалия, как минимум. Идеально, когда каждый новый руководитель хотел бы сделать что-то значительное для страны. Для этого лидер создает новую Конституцию под себя. Это естественно, в общем: новая задача, новое понимание – новая система управления.
В нашей стране цепь смены руководителей сопровождалась и сменой Конституций (ленинская, сталинская, проект хрущевской, брежневская, ельцинская). Каждая Конституция закрепляла новую парадигму управления, которую эти лидеры предполагали осуществить. В конце электорального периода правления менять основной закон государства бессмысленно. Разве что есть надежда стать у руля на последующий срок. Новый президент – новое видение развития – новая конституция – это нормально с точки зрения теории управления системами. Приближается время уходить существующей парадигме управления в историю.
Объективно говоря, все лидеры стран хотят удлинить свое пребывание у власти. Причины – от личных амбиций до необходимости решения серьезных проблем перед обществом. В электоральных циклах, слишком коротких для того, чтобы можно было сделать что-то серьезное, следует убрать периоды «вхождения во власть», когда вновь избранный президент фактически изучает систему управления государством, набирается опыта и т.п. А также осуществляет «затраты на удержание власти», перевыборы (куда от них деться). При 4-6-летнем электоральном цикле получается, что первые 2 года новый президент осваивается в руководящем кресле, приобретает авторитет, последние 2 года борется за свои перевыборы.
Примером начальной стадии электорального цикла можно привести наблюдаемые попытки управлять страной Украиной В. Зеленским. Или пример Трампа: больше всего времени он уделяет борьбе за удержание власти, а не выполнению обещанного в программе. Возьмем случаи существования долгосрочной управленческой парадигмы Ли Куан Ю (Сингапур), Дэн Сяопина (Китай). Сейчас китайский товарищ Си обеспечил себе спокойный пожизненный период управления страной. Повторюсь: это можно рассматривать как нормальное явление с точки зрения теории управления. В нашем случае председатель Совета безопасности РФ – вот перспективная и несменяемая должность для первого лица. Следует изменить функции только для этой организации.
Выборность предполагает, что выборщики должны знать цели (программу) претендента и реальную возможность их достижения. А также реальную возможность импичмента в случае невыполнения программы. Геннадий Зюганов был прав, когда говорил, что при обсуждении кандидатуры нового премьера важно изучить, какая программа будет у нового руководителя страны. Только в апреле планируется озвучить ее. Не спешат все-таки товарищи.
Без программы все наши рассуждения имеют ценность информации, которая появляется от вождения вилами по воде.
Продвижения нет, но вы держитесь, как обычно.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
В отчете В. Путина «О работе правительства в 2011 году» от 11.04.2012 было заявлено: «Россия за три года войдет в пятерку крупнейших экономик мира»…
7 мая 2018 года президент подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Среди прочего, Россия опять должна войти в пятерку крупнейших экономик мира…