Может ли район “вытащить” экономику края?

Несколько слов об идее и той подоплеке, которая лежала в ее основании. Во время прошлогодних выборов губернатора одним из наиболее сильных аргументов победившего тогда претендента стала научно обоснованная программа социально-экономического развития Приморского края. Сколько бы ни пытались критики умалить достоинства данного документа, но главное, что противопоставить ему оказалось нечего. С другой стороны, и это важно подчеркнуть особо, и в то время и теперь, ни авторы документа, ни его держатели не абсолютизировали его и не считали верхом совершенства. Программа нуждается в постоянном развитии и это было ясно изначально, только потребовалось время для создания соответствующего механизма, позволяющего обеспечить такое развитие.

Эта функция была возложена на недавно созданный Департамент международного сотрудничества, регионального развития и инвестиций, а в рамках этой структуры – на Комитет инвестиционного развития территорий и отраслей. Именно этому Комитету принадлежала инициатива начать “разведку боем”, оценивая стратегический потенциал регионов в развитии и углубленной проработке долгосрочной программы развития края. Наверное, начать такой разговор можно было и с какого-либо другого района, более развитого в экономическом плане, или, наоборот, более проблемном в социальном. Но первым, как бы то ни было, оказался Хасанский район, и что важно подчеркнуть, немалая заслуга в этом новой команды администрации района. Для вновь избранного Главы администрации района, как и для Губернатора края, чрезвычайно важно понять, какие экономические ориентиры должны лежать в основе его повседневной текущей деятельности, по каким критериям следует оценивать эффективность повседневной работы.

И с другой стороны, понятно, что между действиями краевого и районного уровней согласование может осуществляться за счет поиска и увязки взаимных интересов, возможностей и инициатив. Всякая попытка более высокого уровня проигнорировать инициативу на местах, может являться основанием для снижения эффективности принимаемых управленческих решений, как и попытка инвестирование в те или иные территории вопреки реалиям на местах может оказаться очередным поводом для разворовывания и без того скудных финансовых ресурсов территорий.

Именно поэтому в работе по оценке перспектив района приняло участие порядка полусотни руководителей действующих на территории Хасанского района предприятий, работники налоговых служб, администрации района. И именно на них возлагалась задача определения того проблемного поля, в рамках которого живет сегодня район. После определения общих задач и формулирования основных целевых установок, все участники данного мероприятия распределились по четырем группам. Каждая группа получила задание описать те проблемы, которые на взгляд каждого оказываются наиболее значимыми для района и требуют первоочередного решения. Каждый из участников формулировал первоначально самостоятельно, затем группа из совокупности названных проблем выбирала наиболее часто встречающиеся, которые потом ранжировались по степени важности и на общее обсуждение выносились первые пять проблем. Такой была техника определения проблемного поля района или оценка исходной позиции, позволяющей обозначить начало движения в будущее.

Следующий этап работы: определение контуров желаемого будущего, где каждая из групп получала специальное задание: оценить инвестиционно привлекательные сферы деятельности, возможности кадрового обеспечения для реализации будущих инвестиционных программ, варианты эффективного управления и ресурсного обеспечения в достижении целей.

Собственно, ничего принципиально нового группа, приехавшая в Славянку, не привезла. Но интенсивная двухдневная работа коллектива, превратившегося в это время в единую команду, в первом приближении позволила соединить знания реальной ситуации живущими здесь, и владение методами прорыва в будущее теми, кто привез сюда эту технологию. Во всяком случае, двухдневное участие руководителей предприятий, – а это всегда проблематично оторваться от собственного производства, – оказалось для них определенной встряской, в результате чего удалось посмотреть немного вперед и уже иначе оценить и собственный бизнес и его место в системе экономики района и края.

Понятно, что этого времени явно недостаточно, чтобы выйти на серьезные результаты. Потребуется дальнейшая работа и с точки зрения уточнения приоритетов, и обоснования конкретных инвестиционных проектов, и привлечения под них финансовых ресурсов, и соответствующего кадрового обеспечения, и, наконец, внедрения эффективного инвестиционного менеджмента. Но уже на этом этапе ясно, что приоритетными направлениями развития экономики Хасанского района являются: активное развитие транспортно-транзитной функции (которая, к сожалению, не получила сколько-нибудь серьезного развития в предыдущее десятилетие, и транспортные потоки в результате оказались переориентированы в других направлениях); развитие сельскохозяйственного производства (главным образом, мясо-молочного направления); развитие рекреационного хозяйства, стимулирующего как обслуживающие (сервисные) функции района, так и способствующие поддержанию экологического состояния территории; развитие гостиничного хозяйства и жилищного строительства; и в качестве отрасли специализации района рассматривается также судоремонт и судостроение.

Предлагая эти направления как приоритеты экономического развития района, разумеется, что после более глубокого анализа и расчета эффективности инвестиций, возникнут уточнения и поправки. Но уже и эти выводы могут служить определенным ориентиром главе администрации в принятии повседневных решений. А когда это согласуется и вписывается в программу развития края, то способствует его экономическому росту.



Добавить комментарий

Войти через соцсети