Транспортно-экспедиторские услуги
В условиях международной торговли выполнение договора купли-продажи зависит от целого ряда посреднических фирм и компаний, которые вступают в договорные отношения с грузовладельцами и перевозчиками для его выполнения. Сюда следует отнести агентские, брокерские, транспортно-экспедиторские, страховые компании. Возникает сложный комплекс отношений между продавцом и покупателем с одной стороны и перевозчиком с другой. Возникают также взаимоотношения между транспортными организациями (например судоходными компаниями) и транспортно-экспедиторскими и стивидорными фирмами.
История становления транспортно-экспедиторскиой системы в России начинается с 17 ноября 1922 г., когда была образована российская экспедиторская организация – “Первое Акционерное Транспортное Общество ” – и принят его устав. Основным предметом деятельности Общества были перевозка грузов всеми видами транспорта по всей территории РСФСР, складские операции и таможенная очистка импортных и экспортных грузов. С тех пор Общество развивалось, сфера деятельности расширялась и к 1935 году после происшедших изменений были образованы следующие транспортно-экспедиторские конторы: ЛЕНВНЕШТРАНС в Ленинграде, ЮЖВНЕШТРАНС в Одессе, ИНОТРАНС в Москве и ДАЛЬВНЕШТРАНС во Владивостоке. Эти конторы осуществляли свою деятельность до 1951 года, а затем были реорганизованы в одно Всесоюзное объединение СОЮЗВНЕШТРАНС.
В настоящее время на территории России и государств, входящих в СНГ, действует более 50 предприятий, входящих в систему СОЮЗВНЕШТРАНС и имеющих в своих уставных капиталах средства СП “Концерн СОЮЗВНЕШТРАНС”, Развитие транспортно-экспедиторской системы в России способствовало создание национальной ассоциации экспедиторов – Российской ассоциации международных экспедиторов (РАМЭ), учредителями которой выступили СОВИНТЕРАВТОСЕРВИС, СОВМОРТРАНС, СОВТРАНСАВТО и СОЮЗВНЕШТРАНС.
На сегодня в составе РАМЭ более 100 членов, 40 из которых на ассоциированной основе приняты в члены Международной Федерации Ассоциаций Экспедиторов (ФИАТА).
Организация транспортно-экспедиторского обслуживания
Транспортно-экспедиторское обслуживание начинается с момента принятия груза к перевозке , его хранения и включает операции по подготовке груза к транспортировке, доставке его к станциям ж/д и автомобильного транспорта, к портам морского и речного транспорта, аэропортам, оформлению товарораспорядительных документов и сдаче груза перевозчику, а также упаковке и маркировке товара.
Экспедиторское обслуживание выполняется в процессе самой транспортировки и связано с передачей груза с одного вида транспорта на другой. Последнее включает в себя работы по доработке груза, приведению его в случае необходимости в транспортабельное состояние, исполнение таможенных и других формальностей в портах и пограничных станциях, рассылке транспортных документов и извещений об отгрузке. Транспортно-экспедиторское обслуживание осуществляется также в конечных пунктах назначения груза.
В настоящее время около 75% всех грузоперевозок в мире выполняется с помощью транспортно-экспедиторских компаний и фирм, которые обеспечивают перевозки грузов, не являясь перевозчиками. Основную часть обслуживания международных перевозок грузов осуществляют крупнейшие компании, располагающие широкой сетью корреспондентских связей с фирмами и представителями во многих странах мира. Экспедиторские фирмы совместно с судовладельческими объединениями организуют сервисное обслуживание при транспортировке грузов, которое позволяет полностью освобождать грузовладельцев от забот по организации перевозок: подготовку товара к отправке и доставку его в порт принимает на себя экспедитор продавца, линейный перевозчик обеспечивает погрузку, морскую транспортировку и выгрузку в порту назначения, а экспедитор покупателя – доставку товара до места потребления. Это так называемый способ доставки груза “от двери до двери”.
Для совершенствования деятельности экспедиторов по обслуживанию грузовладельцев Международная Федерация Ассоциаций Экспедиторов (ФИАТА), объединяющая несколько десятков экспедиторов из 130 стран, разрабатывает и издает различные формы транспортно-экспедиторской документации, правил и условий обслуживания, среди которых наибольшее признание получили:
- FIATA FCR/FIATA Forwarders Certificate of Receipt (1955 г., зеленого цвета);
- FIATA FCT/FIATA Forwarders Certificate of Transport (1959 г., желтого цвета);
- FBL/FIATA Negotiable Cjmbined Transport Bill of Loading (1975 г., голубого цвета);
- FWR/FIATA Warehouse Receipt (1975 г., оранжевого цвета).
В настоящее время транспортно-экспедиторские компании и фирмы выполняют следующие операции:
Организация и оформление перевозки, а в случае поручения клиента и букирование места на транспортном средстве (морского, речного, воздушного, ж/д и автотранспорта), расчеты за перевозку. При этом, экспедитор согласовывает с перевозчиком дату подачи соответствующего транспорта, оформляет тоарораспределительные и перевозочные документы, передает груз транспортному предприятию. Эти операции выполняются экспедитором при отправлении груза за счет отправителя и, как правило, от его имени. При получении товара экспедитор обеспечивает все виды работ по приему груза от перевозчика в пункте назначения и его доставке на склад получателя. Кроме того, в случае, если груз следует не по сквозному документу, экспедитор осуществляет все операции по передаче груза от одного транспортного предприятия другому.
- Складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и со складским его хранением . В первом случае груз сдается на склад в ожидании подвижного состава в пунктах отправления или назначения, когда он не может быть отправлен немедленно из-за отсутствия того или иного вида транспорта. Во втором случае хранение груза на складе может быть обусловлено: его задержанием по требованию соответствующих органов власти до разрешения спорных вопросов; хранением груза, не связанным с транспортировкой. Последнее является самостоятельным видом складирования и выполняется по специальному соглашению между заинтересованными предприятиями.
- Складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и со складским его хранением . В первом случае груз сдается на склад в ожидании подвижного состава в пунктах отправления или назначения, когда он не может быть отправлен немедленно из-за отсутствия того или иного вида транспорта. Во втором случае хранение груза на складе может быть обусловлено: его задержанием по требованию соответствующих органов власти до разрешения спорных вопросов; хранением груза, не связанным с транспортировкой. Последнее является самостоятельным видом складирования и выполняется по специальному соглашению между заинтересованными предприятиями.
- Приведение товара в транспортабельное состояние. Экспедитор, представляющий интересы товаровладельца, при сдаче груза перевозчику проверяет его внешний вид, обеспечивает упаковку и маркировку товара в соответствии с условиями перевозки и таможенными правилами страны-импортера. В случае повреждения тары, упаковки, контейнера экспедитор обязан устранить все их дефекты. В противном случае при сдаче груза перевозчик может отказаться от его приема или сдать порочащие товар отметки в коносаменте, что крайне нежелательно для грузовладельца, так как обычно приводит к рекламациям со стороны покупателя.
- Подготовка документов на товар, представляемых таможенным органам, для перемещения его через таможенную границу. К таможенным документам относятся: таможенная декларация, экспортная и импортная лицензии, сертификат о происхождении товара, консульская фактура, ветеринарные и санитарные свидетельства.
Кроме того в обязанность экспедитора входит слежение за продвижением товара во время транспортировки, временем поступления его в распоряжение получателя. Благодаря своим широким корреспондентским связям в стране происхождения товара, экспедитор, осуществляющий его отправку, значительно экономит время и средства при транспортировке, отправляя груз по оптимальному маршруту следования.
Транспортно-экспедиторские компании и фирмы имеют в своем составе не только специалистов по транспортным вопросам, таможенным правилам, международным торговым и транспортным обычаям, но и сотрудников, способных следить за конъюнктурой рынка транспортных услуг, особенно в области морских, ж/д, авто- и авиатарифов. Имеются специальные компании, занимающиеся только сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией и рассылкой их заинтересованным клиентам.
Почти все транспортно-экспедиторские компании и фирмы имеют своих постоянных перевозчиков, которым они доверяют грузы. В случае получения от поставщика поручения на организацию перевозки грузов экспедиторы связываются с транспортными компаниями для закрепления под грузы транспортных средств. Кроме того, крупные экспедиторские фирмы обычно имеют некоторое количество автотранспортных средств для перевозки грузов: грузовые автомобили, фургоны, иногда рефрижераторные автопоезда. Данные средства экспедиторские фирмы часто содержат в крупных специализированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание.
Обычно перечень услуг, предоставляемых транспортно-экспедиторскими компаниями и фирмами, включает:
- консультации грузоотправителей или грузополучателей при выборе средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости и стоимости доставки груза;
- организацию доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию или в порт и со станции или порта на склад получателя;
- переупаковку, перемаркировку и комплектацию погрузочных партий, объединение мелких партий в сборную крупную отправку для максимального использования провозной способности контейнера, вагона, судна;
- подготовку и оформление документов для заключения договора перевозки груза с перевозчиком или его агентом, брокером;
- помощь в таможенном, санитарном, карантинном и ином оформлении отправок грузов;
- передачу груза перевозчику или его агенту (порту, станции) с оформлением приемо-сдаточных и перевозочных документов (коносаментов, накладных и т.д.);
- организацию хранения груза на складах и погрузочно-разгрузочных работ в пунктах перегрузки и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой;
- содействие в расчетах между продавцом и покупателем за реализованный товар путем передачи банку по месту отгрузки товара необходимых транспортных и товарных документов;
- прем груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента (порта, станции), проверку количества мест, массы груза, состояния его тары и упаковки;
- оформление с перевозчиками или их грузовыми агентами коммерческих и других актов об обнаружении недостач или излишков груза , порчи и повреждения груза и тары, пересортицы и т.п.;
- производство расчетов за перевозку грузов и погрузочно- разгрузочные работы в пункте отправления/прибытия;
- рассортировку крупных партий импортных грузов в более мелкие, а также по сортам, размерам и т.п., последующая их переупаковка и перемаркировка;
- организацию сопровождения груза в процессе его транспортировки проводниками; оборудование вагонов и судов для перевозки специфических грузов (цитрусовых, зерновых и т.п.).
Это далеко не полный перечень услуг, предоставляемых транспортно-экспедиторскими компаниями и фирмами, чья деятельность меняется в зависимости от вида международной торговли и имеет свою специфику в каждой отдельной стране. Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно-экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и поставщики импортной продукции через свои специальные структурные подразделения – транспортные отделы или дочерние вспомогательные предприятия.
Помимо вышеназванных услуг, выполняемых транспортно-экспедиторскими предприятиями, они помогают экспортерам определить минимальные затраты на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспортной составляющей его экспортной цены. В международной торговле существует практика, когда экспортер с помощью экспедитора в случае необходимости составляет расценочный (конкурентный) лист, включающий в себя все расходы по доставке товара покупателю в пункт назначения. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства пользования экспортеров многие транспортно-экспедиторские фирмы могут предоставить не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, включающую все расходы международного экспедитора в процессе осуществления транспортировки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и ведением переписки.
Важным местом взаимодействия экспедитора и экспортера или импортера товара является определение и объяснение условий поставки, так как последним необходимо точно знать, как между ними распределяются транспортные расходы и на каких условиях выгоднее продавать или покупать тот или иной товар. Поскольку для многих товаров расходы на транспортировку, страхование, складирование и др. составляют довольно значительную часть цены, незнание размеров этих расходов может превратить выгодную сделку в невыгодную.
Источником доходов транспортно-экспедиторских фирм могут быть получение прямой оплаты за предоставленные услуги от экспортера или импортера товара и получение брокерской комиссии от морского перевозчика.
Как правило, международные экспедиторы не публикуют своих тарифов, так как характер и размер предоставляемых ими услуг меняется от случая к случаю. Например, за оформление документов обычно взимается твердая ставка за каждый вид документа. Вместе с тем, за услуги по таможенной очистке, упаковке и перевозке автотранспортом комиссия может взиматься со стоимости или массы товаров, брутто-фрахта, взимаемого в свою очередь перевозчиком, или фактически затраченного экспедитором времени.
Существует минимальная комиссия за каждую предоставляемую услугу. Кроме того, экспедитор выставляет счет за все фактические расходы, включая расходы за телефонные переговоры, почту и др. Комиссия, получаемая транспортно-экспедиторской фирмой от морского перевозчика в среднем составляет 1-2,5% суммы фрахта, однако в некоторых случаях она может достигать 8-10%.
Важной статьей дохода транспортно-экспедиторской фирмы является оказание услуг по комплектации сборных отправок. Умело комплектуя целый вагон, автомобиль или контейнер мелкими партиями груза, экспедитор обеспечивает экспортеру минимальную плату за перевозку, оставляя себе часть разницы, получаемых при расчетах с перевозчиками. Кроме того, экспедитор может получать от последних скидку провозной платы за предоставление к перевозке определенных объемов грузов.
Транспортно-экспедиторская фирма может взимать с грузовладельца сквозную аккордную ставку при организации груза “от двери до двери”, получая выгоду от разницы между твердыми ставками и фактическими расходами.
За предоставление работы своему корреспонденту в другой стране, международный экспедитор может получить от нее вознаграждение.
Наконец, экспедитор может получать комиссию за консультации по транспортным вопросам, например, по выбору оптимальных путей и транспортных средств для перевозки товара.
В настоящий период в связи со значительным развитием международной торговли роль транспортно-экспедиторских фирм существенно возросла.
Организация перевозок из любого порта мира Услуги по организации перевозок и обеспечению отгрузки товара российских грузовладельцев из любого порта мира и, если необходимо, последующей перегрузке и доставке в порт назначения оказывает АООТ СОВТФРАХТ. При этом доставка грузов может быть обеспечена по схеме “от двери до двери”, включая предоставление контейнеров стандартного типа ИСО и др.
Организация транзитных перевозок Заключением сделок по организации транзитных перевозок грузов через территорию РФ, других стран СНГ и Прибалтики, а также третьих стран и их регулированием занимается АО Внешнеэкономическая компания СОЮЗТРАНЗИТ. Транспортно-экспедиторским обслуживанием внешнеторговых грузов в РФ и других странах СНГ, в морских портах данных государств и на сухопутных пограничных переходах занимается АО ВНЕШТРАНС.
Экспедирование грузов в портах Владивосток (Торговый и Рыбный), Посьет, Славянка, Зарубино и ж/д станция Хасан осуществляет ТЭФ ВЛАДИВОСТОКВНЕШТРАНС. Адрес: 690000, Владивосток, ул.Фонтанная, 55. Телефон: 228-364, тел/факс: 226-900. Телекс: 213121 SU.
Вы сэкономите время и средства, обратившись к профессионалам. Они помогут Вам еще до подписания контрактов проработать транспортные условия, рекомендуют самые выгодные базисные условия поставки товара, предоставят информацию по стоимости перевалки, хранения и обработки грузов в портах и многое другое.
Заключение
Отправка товаров из одной страны в другую, являющаяся частью торговой деятельности, может оказаться рискованным делом. Гибель или порча товара или невозможность осуществления поставки невыгодно отражается на доверительных отношениях между партнерами, что вызывает правовые споры. В нашем следующем номере мы расскажем об ИНКОТЕРМС – международных правилах толкования внешнеторговых условий. Некоторые из них были объединены и классифицированы по новому в соответствии с последними достижениями в области электронного обмена информацией (EDI). Вы узнаете о классификации торговых условий в зависимости от видов транспорта: EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF, CPT, CIP DAF, DES, DEQ, DDU, DDP .