Авиация общего назначения (АОН)

Как когда-то велосипед, мотоцикл, а затем автомобиль активно внедрялись в среду обитания человека, такое же сейчас наблюдается и по отношению к самолету. Самолет, как индивидуальное средство пользования, получает все большее развитие. В крае зарегистрировано около сотни владельцев легких, сверхлегких летательных аппаратов, в том числе и самолетов типа Ан-2, вертолетов Ми-2. Все они относятся к так называемой авиации общего назначения (АОН).

Существующее в России законодательство разрешает физическим лицам свободно покупать на авиарынке воздушные суда 3 и 4 классов. Однако их эксплуатация может осуществляться только при строгом и точном исполнении авиационными организациями и пилотами существующего законодательства в авиации с обязательным разрешением Полномочных органов, в том числе и на использование воздушного пространства.

К сожалению, целый ряд пилотов после приобретения в личную собственность воздушных судов не регистрируют свою деятельность в Дальневосточном ОМТУ МТ РФ и оказываются вне сферы государственного регулирования за деятельностью авиации.

Не говоря уже об обязательной сертификации авиации общего назначения (АОН), процедура которой сопряжена с определенными материальными затратами, на настоящий момент в крае ни один субъект АОН, ни один клуб РОСТО не прошел установленную законодательством сертификацию.

Рвущихся в небо не останавливает ничто. Ни сложный горный рельеф края, ни отсутствие навыков летной подготовки. Грубо нарушая порядок использования воздушного пространства (полет без разрешения органов единой системы организации воздушного движения (ЕСОр ВД), буквально балансируя на грани летных происшествий, погибают сами, а также ни в чем не повинные пассажиры и третьи лица.

И таких примеров в крае предостаточно. Приведем три наиболее показательных.

08.11.96 г. пилот Сафронов В.В. выполнил несанкционированный подъем вертолета Ми-2 на аэродроме <Барановский> (г. Уссурийск) с 18-летней девушкой на правом кресле, не справился с управлением, упал на землю. Вертолет разрушился и сгорел. Девушка погибла. Обгоревшего пилота извлекли из вертолета и отправили с ожоговый центр, где через месяц он скончался.

Пилот имел длительный перерыв в полетах, вертолет к полету не готовился. Задание, разрешение на полет и все виды обеспечения отсутствовали. Ранее Сафронов В.В. возглавлял авиакомпанию <Дальаэро> (г. Уссурийск), отличался крайней недисциплинированностью, попирал летные законы, лично совершил несколько авиационных происшествий без человеческих жертв.

После неоднократных информаций отделения Ространсинспекции ДМТУ ФАС России аннулировало Свидетельство эксплуатанта авиакомпании, Сафронову были погашены талоны пилота ГА. Катастрофа с гибелью 2-х человек закрыла страницу противоправной летной деятельности пилота-нарушителя.

12.06.98 г. в бухте <Лазурный берег> потерпел катастрофу мотодельтаплан, пилотируемый Володиным А.В.

Пилот, не имея свидетельства эксплуатанта и лицензии, разрешения на использование воздушного пространства, после получения письменного запрета на полеты председателя Федерации СЛА края незаконно занимался извозом отдыхающих на пляже за плату. Итог трагичен – пилот погиб, пассажир травмирован.

24.05.2000 г., 17.08.2000 г. совместно с Тихоокеанской транспортной прокуратурой детально была проверена деятельность 1-го Приморского АТСК РОСТО, вскрыты существенные недостатки в организации и проведении полетов. Предписанием Тихоокеанского транспортного прокурора деятельность 1-го Приморского АТСК РОСТО приостановлена до устранения недостатков.

Нарушив запрет на полеты, буквально через пару дней пилот Дуглас на вертолете Ми-2 производит тренировочный полет с группой парашютистов. При посадке создается аварийная ситуация. Летчик и пассажиры успевают покинуть вертолет, но машина сгорает.

Противоправные полеты продолжают иметь место и сегодня. Так, только в апреле 2001 г. незарегистрированный в Дальневосточном ОМТУ ГС ГА МТ РФ пилот Калашников Е.М. на вертолете Ми-2, принадлежащем ему на праве личной собственности, дважды выполнял несанкционированные полеты по всему краю с пассажирами на борту. Полеты выполнялись без связи, без уведомления органов организации воздушного движения, на малой и предельно-малой высотах, что далеко не всегда позволило органам ПВО засечь нарушителя.

Пилот не имеет действующего Свидетельства пилота. На вертолете вышли сроки межремонтного ресурса и Удостоверения о годности ВС к полетам. Уровень подготовки пилота и состояние вертолета никем не контролировались и создавали реальную угрозу авиационного происшествия. Фактически пилот летает полностью за рамками закона.

Возникает закономерный вопрос: как поставить эффективный заслон воздушным <пиратам>? Думаем, что одних запретительных мер здесь недостаточно. На проблему надо смотреть глубже.

Приказы ФАС России от 24.10.97 г. № 225 <О государственном регулировании и контроле за организацией и выполнением полетов ГВС АОН в РФ> и от 16.11.98 г. № 333 <О проведении переосвидетельствования пилотов-любителей ФЛА России> обязывают всех субъектов ГВС АОН провести сертификацию на возмездной основе, а пилотов-любителей ФЛА – переосвидетельствование на базе сертифицированных ФАС России авиационных учебных центрах гражданской авиации и получить свидетельства пилота-любителя установленного в ГА образца. Но как отмечалось выше, процедура сертификации достаточного дорогостоящая и не <по карману> многим сегодняшним субъектам.

В связи с этим практически все владельцы ГВС АОН перешли под юрисдикцию РОСТО, где еще разрешены тренировочные полеты без предварительной сертификации авиасубъектов. В этой ситуации вполне уместна постановка вопроса в адрес Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Минтранса РФ по упрощению и удешевлению процедур сертификации региональных субъектов АОН.

А вот в ситуации, когда <летать нельзя, но сильно хочется:> должен, на взгляд контрольно-надзорных органов, действовать механизм более жесткого наказания за пресечение несанкционированных полетов. Но это уже вопросы законодателя.

Отделением в настоящее время совместно с транспортной прокуратурой прорабатывается комплекс мер по кругу обозначенных проблем.



Добавить комментарий

Войти через соцсети