Кто о чем, а экономист об управлении
Данность и перспективы
В предыдущей статье (КД №233, июль 2019) мною показано, что как бы ни были цифры неточны, они и факты – это единственная опора в управлении макроэкономическими процессами.
Россия в мировой экономике уже давно съехала с передовых позиций в группу второ-, если не третьесортных ресурсных стран. Только экспортная ориентация торговли углеводородами доминирует в концепции участия России в мировой экономике. Со времен незабвенного Л.И. Брежнева, которому подфартило с открытием сибирских углеводородов, началось реальное торможение развития экономики СССР и, следовательно, снижение уровня жизни народа. Главная причина здесь в том, что тогдашний глава государства активно сворачивал доминирующую до этого концепцию ускоренного развития производств средств производства, имея в виду, что «все можно купить за рубежом». Символично, что в год его смерти (1982) темпы роста производительности труда в стране впервые стали равными нулю. Тогда никто не обратил на это внимания.
Зато сейчас этим уже никого не удивишь. Выросло целое поколение экономистов, как теоретиков, так и практиков, которые эту идею всосали с молоком современных «альма матерей» различного профиля. Для многих является нормой жить и работать по указкам зарубежных концепций, воспитывающих компрадорскую буржуазию, и быть ресурсным придатком всего мира.
Но реальная экономическая жизнь – это не идеи, это потребление продуктов, которые образуются путем преобразования природы. А управление экономикой – это процесс организации движения всех видов природных ресурсов, т.е. производства. И чем меньше затрат осуществляется на этот процесс, тем эффективнее производство. Не прибыль первоначальный двигатель производства, а продукт, используемый для потребления. И чем меньше стоит этот продукт, тем больше производительность труда по его производству. А она, в свою очередь, зависит от того оборудования, на котором производятся товары.
Задам вопрос на сообразительность: какие страны сегодня «живут хорошо»? Сам же и отвечу: те, в которых, прежде всего, развито машиностроительное производство.
Однако вернемся к нашей отечественной экономике.
В отчете Дмитрия Медведева в Госдуме о работе правительства (11.04.2018) за предыдущий срок президента мы видим следующие данные по экономике:
«…За шесть лет валовой внутренний продукт вырос на 5%». Это главное позорище правительства, поскольку с учетом инфляции это означает падение производства.
«Мы вернули себе статус ведущей аграрной державы». Это вообще-то не достижение в развитии производительных сил, а шаг назад.
«…основные наши усилия сосредоточены на строительстве жилья. Это действительно важнейшая задача. 2015 год, напомню, вообще стал пиковым – более 85 млн м2.» Напомню, что в РСФСР, которая тоже активно строила, в рекордном 1987 году было 72,8 млн м2.
В отчете не упомянуто, как выполнялась программа о 25 млн передовых рабочих мест. Фактические данные в табл. 1.
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
---|---|---|---|---|
12,7 | 6,9 | 4,5 | -9,1 | -4,8 |
Первые итоги 2019 г. также не радуют. Объем ВВП (в I квартале 2019 г.) в текущих ценах составил 24487,1 млрд руб. Индекс физического объема относительно I квартала 2018 г. составил 100,5%, относительно IV квартала 2018 г. – 82,3%. Индекс-дефлятор ВВП за I квартал 2019 г. по отношению к ценам I квартала 2018 г. составил 108,5%. Он реально отражает индекс цен по экономике страны в целом. Следовательно, снижение уровня жизни населения продолжается.
Кто должен задать вечный русский вопрос: кто виноват?
Задачи на следующий «плановый период» сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Надо сказать, что разработка национальных программ как формы программно-целевого метода управления – это явный шаг вперед в совершенствовании системы управления страной. Во многих частях документа поставлены социальные цели. Рассмотрим это с позиций достижимости по экономическим аспектам.
Президент постановил на период до 2024 г. (нумерация пунктов сохранена, в скобках краткие авторские комментарии):
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно (это потребует вводить жилья примерно 270-300 млн м2 ежегодно, сейчас вводится примерно 85 млн м2);
е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа (сейчас примерно 10% организаций вводят инновации);
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий вэкономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4% (это потребует темпов роста производительности труда и практически роста объема производства на 8% в год);
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортноориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами (а для внутреннего потребления этого не надо?).
Можно было бы подробнее проанализировать содержание всех пунктов рассматриваемого указа. Но и так можно поставить вопрос: а как это сделать, какими силами?
Не побоюсь этого слова, великий управленец А. Файоль в книге «Общее и административное управление» отмечал:
«Чтобы удержать единство и правильность функционирования, руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по каким-либо причинам неспособным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга, всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее осуществлять, чем военную храбрость».