Кафедра экономики и производственного менеджмента ИЭУ ДВГТУ осуществляет экономическую подготовку студентов практически всех технических специальностей ДВГТУ, а также подготовку экономистов-менеджеров по специальностям 060800 «Экономика и управление на предприятиях (машиностроение)» и 351000 «Антикризисное управление».
Профессорско-преподавательский состав – 20 человек, из которых один доктор экономических наук, профессор и шесть доцентов. На кафедре действует аспирантура, где готовятся экономические кадры высшей квалификации. Руководят аспирантами заведующий кафедрой д.э.н., профессор В.А. Осипов, профессор Ю.Г. Трубников, доценты С.Г. Гулькова, И.В. Водопьянов.
Основные направления научных исследований: повышение экономической эффективности производства, управление затратами, совершенствование процессов управления трудом на промышленных предприятиях. Сотрудниками кафедры изданы следующие крупные монографии и учебные пособия:
- О с и п о в В.А. Эффективность машиностроительного производства.
- О с и п о в В.А. Эффективность производства.
- О с и п о в В.А., Г у л ь к о в а С.Г., В о д о п ь я н о в И.В. и др.
Организация предпринимательской деятельности. - Т о н к и х А.И. Маркетинг.
- Т р у б н и к о в Ю.Г. Проблемы развития и размещения Океанического машиностроения на ДВ.
Заведующий кафедрой экономики и производственного менеджмента,
доктор экономических наук, профессор О с и п о в Виктор Алексеевич.
Концепция развития промышленности Приморского края.
ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПК
В настоящее время промышленность Приморского края переживает тяжелый кризис. За период с 1990 по 2001 гг. объем производства снизился больше чем на 50%. Особенно глубокий спад пришелся на период 1993-1994 гг. В последнее время наметившийся положительный процесс стабилизации 1999-2000 гг. в 2001 сменился снижением темпов роста промышленной продукции на 15,1%, в 2002 г. рост составил 1,2%, и объем промышленного производства – 49059,2 млн. руб. Однако если рассматривать этот процесс в неизменных ценах, то с учетом индекса цен производителей промышленной продукции в 2002 г. 113,7%, фактически произоше спад производства на 11% (рост – 89%).
По состоянию на 2001 г. число промышленных предприятий, включая малые, составило 3082. Наибольшее количество предприятий в отраслях машиностроения и металлообработки – 857, пищевой промышленности – 855 (в том числе рыбная – 332), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – 519.
В целом картина экономической динамики представлена в т а б л и ц е 1.
Рентабельность – основной показатель эффективности промышленности. До 2001 г. она была достаточно высока, но в 2002 году промышленность в целом стала убыточной (по отдельным отраслям рентабельность составила: в машиностроении, металлообработке – 8,0%; в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной – 8,8%; в производстве строительных материалов – 6,6%; в электроэнергетике – 7,0%; в топливной – 3,9%, в пищевой промышленности – 1,7%, в том числе рыбная убыточна на 0,7%). Наиболее прибыльная отрасль – полиграфическая промышленность – 36,6%, наиболее убыточная – стекольная и фарфорофаянсовая – 40,3%.
В малом бизнесе промышленной деятельностью занимается 2502 предприятия. Объем их реализованной продукции в фактических ценах составил 3665,9 млрд. руб. Число занятых в нем – 21921 человек. Эффективность функционирования предприятий малого бизнеса в промышленном производстве ниже, чем в крупном.
Современный инвестиционный процесс в промышленности характеризуется некоторым оживлением объемов инвестиций в основной капитал предприятий. После почти десятикратного снижения (с 1990 г.) объем инвестиций по сравнению с 1998 г. за последние 4 года увеличился почти в 2,5 раза и составил в 2001 г. 2378,7 млн. руб. Из них в пищевую промышленность – 21% (в т.ч. в рыбную промышленность -14%), в угольную – 27%, в химическую и нефтехимическую – 0,5%, в лесную и деревообрабатывающую -12%, в машиностроение и металлобработку – 13%.
Иностранные инвестиции. Из 30,3 млн. долл., поступивших в промышленность Приморского края в 2000 г., 13,8 пошли в пищевую промышленность, 10,6 – в деревообрабатывающую и только 1,0 в металлообработку (на оборудование для разделки судов!). Таким образом, можно заключить, что структура инвестиций ориентирована на сырьевые отрасли промышленности, что не позволяет надеяться на рост эффективности промышленного производства. Предприятия не используют амортизацию для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Вследствие чего резко снизилось обновление основных фондов предприятий. Износ основных фондов промышленности составил 48,1%. Обновление незначительно и составляет 7,3% от стоимости ОПФ.
Инновационная деятельность в Приморском крае находится в удручающем состоянии. В 2002 г. только 13 предприятий активно занимались инновационными процессами. Для сравнения: в 2001 было 26 предприятий (при этом 13 – в пищевой промышленности, 6 – в лесной и деревообрабатывающей, 4 – в машиностроении и металлообработке).
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПК
Развитие промышленности в современных условиях может происходить путем структурных сдвигов отраслевого характера. Поскольку ресурсов для массового ускорения экономики в крае нет, практически возможна лишь мозаичная стратегия развития промышленности: одно предприятие за другим.
Среди методов решения проблем можно выделить следующие:
1. Методы решения, общие для всех отраслей ПК. Формирование ориентации промышленного производства на внутренний рынок, стимулирующей повышение эффективности производства, внедрение новых техники и технологии на предприятиях с целью глубокой переработки сырья и обеспечения конкурентоспособности продукции. Для этого необходимо сформировать Краевой инновационный фонд, задача которого – всемерно содействовать внедрению передовых техники и технологий на предприятиях края. Источником поступлений для этого фонда может стать местный налог на прибыль для всех предприятий края (или на себестоимость в 2-3% от фонда заработной платы). Средства краевого фонда должны расходоваться на адресную помощь в инновационных процессах в интересах экономики края в целом. Нужно рекомендовать предприятиям создавать фонд развития производства. Неиспользованные средства этих фондов в конце года должны в качестве налоговых отчислений поступать через краевой бюджет в Инновационный фонд. Таким образом будет стимулироваться использование этих накопленных средств самим предприятием на нужды собственного развития путем оплаты НИР, приобретения новой техники или технологии.
2. Для предприятий, которые реализуют политику центра в отношении Дальневосточных территорий страны или обороны. В ситуации, когда центр практически их оставил на произвол судьбы, задача краевой власти состоит в максимальной возможности сгладить негативные социальные последствия для населения городов, окружающих эти предприятия. Возможно создание на отдельных предприятиях «Микро СЭЗ» в качестве наиболее эффективного варианта привлечения иностранного капитала. Возможно уменьшение затрат предприятий на производство продукции за счет отказа амортизировать основные фонды, предназначенные для решения стратегических национальных задач.
3. Для предприятий, не имеющих резервов развития по причинам отсутствия резервов (ресурсов), а также по причине утраты конкурентоспособности на рынке. К таким отраслям в настоящее время можно отнести предприятия традиционной сырьевой специализации: горнодобывающей, химической, нефтехимической промышленности, необходимо обеспечение воспроизводственных процессов в промышленности в режиме сохранения производственного потенциала (особенно для отраслей с длительным лагом отдачи вложений). Для этой группы предприятий стратегия может состоять из оказания адресной помощи во внедрении передовых, комплексообразующих технологий и конкурентоспособных видов продукции.
4. Для пропульсивных, ключевых отраслей края, которые в состоянии потянуть за собой другие отрасли в сторону ускорения эффективного развития, требуются особые меры по стимулированию развития.
Это производства, продукция которых, во-первых, традиционна для Приморского края и потребляется внутри края, во-вторых, доля ее в производстве РВП значительна для решения проблем экономики края, в-третьих, существенно влияет на эффективность производства многих других отраслей. На этих производствах возможны все вышеперечисленные методы стимулирования развития. К числу таких отраслей можно отнести рыбную промышленность (30% от промышленного производства), электроэнергетику (25%), машиностроение (11%), лесную и деревообрабатывающую (8%). При этом анализ показывает, что генератором развития экономики Приморского края может стать рыбная промышленность, особенно в части прибрежного рыболовства. При этом основным фондосоздающим источником должна стать судостроительная и судоремонтная промыш- ленность Приморского края. Массовое строительство малых судов прибрежного плавания, относительно простых в изготовлении (и дешевых), создаст возможность, с одной стороны, рыбной промышленности освоить новые объекты и места промысла, с другой – развивать машиностроительное производство. Судостроение связано по кооперации с большим количеством смежных производств (до 50% стоимости судна).
Аналог и пример этому – судостроение послевоенной Японии. Оно стало катализатором роста всего спектра промышленного производства. В Приморском крае задачи скромнее. Речь идет о максимальном увеличении судостроительного производства по изготовлению судов рыбопромыслового назначения для прибрежного рыболовства. В концепцию опережающего развития малого судостроения легко вписывается решение одной из социальной проблем Приморского края – транспортное обеспечение во время наводнений за счет массового строительства понтонных автомобильных мостов. (Может быть также решена проблема связи о. Русский с материком, м. Чуркин с центром г. Владивостока, мосты во время наводнений и т.п.).
Ускоренное развитие судостроения, в том числе на предприятиях судоремонта, с одной стороны, будет способствовать обновлению изношенного флота рыбной промышленности, с другой стороны, сохранит производственный аппарат и квалифицированный состав работников этих отраслей. Это повлечет за собой также развитие предприятий-контрагентов в порядке кооперационных связей, производящих комплектующие изделия для производимых судов как в Приморском, так и в Хабаровском крае.