Кому война, а кому денежки считать

Война делает победителя глупым, побежденного – злобным
Ф. Ницше

Если раньше требовалось доказывать читателям, что Россия находится в экономической войне (КД №184). То после начала «военной операции» на Украине уже ни у кого не возникает, надеюсь, сомнений в этом. Обложили экономику России по всем фронтам.

Экономическая война не время для рыночных отношений. Потребуются существенные изменения в системе управления страной, чтобы не вызывать дальнейшего снижения уровня жизни населения. Проблема состоит даже не в том, что происходят существенные затраты ресурсов страны на ведение военных действий, а в том, что будет в послевоенное «мирное время». Затраты станут гораздо больше и потребуется длительноое время для восстановления. Как возрождать порушенное хозяйство в условиях «денацификации страны»?

Важным охлаждающим фактором для руководства РФ стало активное сопротивление вооруженных сил «братского народа», отсутствие массовой и радостной сдачи в плен. Только старики восточной Украины положительно встречают российскую армию. Молодежи нет среди встречающих. Чтобы понять сущность этого, следует погрузиться в глубины теории управления.

Кто из нас, «директоров» различного уровня, не ощущал того сладостного чувства: «Я директор (умный, талантливый и др.), а вы все никто»? Желание быть руководителем – это основа формирования иерархии управления производством. Одно дело – те, кто своим трудом, потом и знаниями пробился на уровень руководителей. Эти понимают, кому они должны – пилотону, благодаря которому они и пробились наверх, к дополнительным благам. Человеческие отношения в этом случае, как правило, сохраняются. Совсем другое дело – те, кто получает эти блага по наследству, по должности или с рождения «приписаны к полкам». Этой элите типа Митрофанушки Простакова (из «Недоросля» Д.И. Фонвизина) заниматься науками и трудами западло. Формируется класс бестолковых прожигателей жизни, разные сыночки прокуроров, поручики Голицыны, «новые дворяне». Из них со временем многие попадут в будущее руководство страной (или уже пробились). Цель такого иерархического деления общества – это обязанность «черни» кормить и уважать эти «благородия». Вспомним идею: «друзьям все, врагам закон».

Теперь представим, что это происходит на уровне нации. В течение 30 и более лет украинцев воспитывали в духе, что они не Россия (Л. Кучма: книга «Украина – не Россия»). А в последние 8 лет и вовсе происходило массовое внушение, что Россия – и есть главный враг украинцев. Если нет производства, то жизнь в долг – норма. Это все привело к тому, что сейчас на одного украинца приходится 4000 долларов долгов. Что после военных действий «перепадет» современной России, и гадать не надо. Больше, чем 135 млрд долл. долгов Украины, «повесят» на Россию. Плюс затраты на восстановление экономики.

А есть еще и жертвы войны. А у них есть братья, родители, дети. Они разве простят потери родных? Боль потерь будет отравлять жизнь еще долго, десятилетия, если не больше. Полного сотрудничества с Россией или ее администрацией, продуктивного населения Украины не будет. В лучшем случае Россия получит саботаж, в худшем противостояние любой новой местной администрации. Похоже, что плана, как наладить послевоенную жизнь у руководства России не было, поскольку рынок доминирует в сознании. Европа после II Мировой войны чисто рыночными отношениями два года не могла восстановиться.

Что можно посоветовать российскому правительству в этой ситуации? Следует обратиться к опыту восстановления хозяйства побежденных стран после II Мировой войны. Это план Дж. Маршалла (1947 г.). Кроме главной заявленной цели плана – устранить голод в Европе и восстановить экономику пострадавших стран, – в нем были еще и политические цели. Те страны, которые продолжали враждовать между собой, и те, которые имели в своем правительстве коммунистов или левые силы, поддержки не получали. Масштабы помощи были грандиозны: 16 европейских стран были участниками этого мероприятия. Суммарная финансовая помощь – 13,3 млрд долл. В пересчете на современные деньги это порядка 800 долларов на одного человека. Эти «евродоллары» восстановили доверие между производителями и стабилизировали национальные валюты и производственные связи. Кроме этого, были массовые поставки зерна, металла, рельсов, промышленного оборудования. Основными получателями помощи по плану Маршалла были Великобритания (примерно 25%), Франция (21%), Италия (12%), Западная Германия (11%) и Нидерланды (8%). Это вскоре и обусловило развитие послевоенной Европы. Восточноевропейские страны этой помощи не получали.

Поскольку экономическую помощь Украине со стороны РФ все равно придется оказывать, то сейчас нас должно бы заинтересовать, как эта помощь была организована. Главным средством успешности реализации плана Маршалла было создание Администрации экономического сотрудничества, которая фактически управляла всеми расходами и распределяла все ресурсы по целевому методу1. Был создан Региональный офис со 600 человек, расположенный в Париже. А также в каждой стране-реципиенте аналогичные офисы с двойным руководством. Американским и местным. Такое двойное управление сыграло важную роль в координации программ отдельных стран.

Какие выводы, полезные для российского руководства, можно было бы сделать? Если будет проведена объявленная президентом РФ потеря государственности Украины (что это такое, пока никто не знает), то потребуется создание на постоянной основе новой структуры администрации на всех территориях новой Украины. Создание системы администрирования по аналогии с той, которая существует в РФ, приведет к такому же перманентному кризису, что протекает у нас в стране уже более 30 лет. А требуется резкое (существенное) повышение эффективности производства по всем направлениям деятельности. Иначе вся эта «военная операция» будет восприниматься как оккупация.

Эффективность производства не может быть выше эффективности управляющей системы.

Известно правило: чем глубже кризис, тем выше по иерархии должны приниматься решения.

Необходимо создавать новую для отечественного менеджмента (совсем не рыночную) идеологию управления, работающую в кризисных условиях. В условиях программно-целевого управления необходима и соответствующая администрация, с наделением права ведения всей хозяйственной деятельности на отдельных территориях Украины. Учет возможного саботажа в системе управления со стороны большого числа украинцев потребует привлечения специалистов со стороны РФ.

Кризисное состояние экономики Украины непосредственно повлияет и на ухудшение экономики России. Опыт восстановления экономики Украины, возможно, даст толчок к пониманию необходимости совершенствования системы управления и в России. После этого следует создать в РФ эффективные программно-целевые органы управления. Надолго, поскольку созданный экономический кризис одной пятилеткой не преодолеть.


1 Economic Cooperation Administration. The Marshall Plan: a program of international cooperation. Washington: ECA. 1950.



Добавить комментарий

Войти через соцсети