Игорь Петренко, Уважаемые читатели «ВБ»!
редактор «ВБ»
Судя по ситуации, которая разворачивается вокруг развития инновационного процесса в нашем регионе и отношения властей к нему, когда чиновники не хотят и не имеют времени рассмотреть инновационные разработки, способные в реально обозримые сроки обеспечить комфортное проживание населения на данной территории, то в очередной раз приходиться констатировать народную мудрость: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Все национальные проекты и федерально-целевые программы в Приморье почему-то буксуют.
Не пора ли нам, директорам своих собственных предприятий, людям, близким к «реальной экономике», обсудить данную тему (для начала на страницах журнала) и, возможно, организовать народное предприятие по внедрению перспективных наработок, позволяющих в кратчайшие сроки получить от них реальную отдачу (доведение экспериментальных разработок до промышленного внедрения в ряде случаев не превышает 2-3 года )?
Приглашаем к дискуссии в нашем Инновационном Клубе не только директоров предприятий, специалистов различных НИИ, но и всех, кому небезразлично их будущее. Ведь НАМ действительно ЗДЕСЬ ЖИТЬ!
С чем придем к саммиту АТЭС?
Руководство страны на самом высоком уровне разделяет точку зрения гражданских экспертов о необходимости использования инновационных и самых передовых (прорывных) технологий во всех сферах.
Решение о создании на Дальнем Востоке федерального университета – крупного научно-образовательного центра – может служить ярким примером того, насколько лидеры государства готовы откликнуться на предложения специалистов в области образования и инновационной деятельности.
В июльском 2006 года №90 «ВБ», в других выпусках этого издания, на страницах газеты «Собрание» я уже докладывал приморской общественности о том, что в ходе Форума «Гражданская Восьмерка-2006» совместно с представителями международного экспертного сообщества в секции «Образование» нами сформулировано предложение на тему «Глобальные вызовы образованию». В нем сказано о необходимости развития существующих и создания новых универсальных региональных центров научно-образовательной и технической информации как элемента глобальной системы «Learning». В том числе для организации объективной общественной экспертизы, продвижения передовых технологий и развития гражданского образования во всех отраслях знаний.
Это предложение получило тогда высокую оценку помощника Президента РФ Игоря Шувалова и всех шерпов «Большой восьмерки».
Сегодня мы строим в Приморье Университет мирового масштаба. И именно там, где некоторым очень хотелось бы видеть игорную зону. И это я считаю победой…
В беседе с нами Владимир Путин (в то время – президент России) говорил, что любые начинания и усилия «сверху» будут бесполезны, если не будет встречного движения «снизу» из самой гущи Гражданского общества. Бюрократия и зачастую недобросовестные функционеры на региональном и местном уровне способны «утопить» любое дело там, где нет должного контроля со стороны общественности!»
Вспомним инициативу о строительстве во Владивостоке океанариума. Во что после гибели академика Касьянова наши деятели превратили это прекрасное начинание? Какое количество времени и средств уже потрачено на проектирование и подготовку площадок?
Волокита и откровенный саботаж в коридорах власти – вот с чем у нас сталкиваются попытки продвижения инновационных технологий. Иногда это происходит потому, что чиновнику спокойнее живется в размеренном и устоявшемся ритме. А в ряде случаев потому, что этот чиновник (группа лиц, принимающих решения) не видит в реализации проекта своей личной выгоды в форме «отката» или «доли в предприятии». Или просто доминирует традиционное лобби старых методик, организованное рыночными производителями, которые получают конкурентные преимущества от использования старого.
Усилиями пропагандисткой системы информирования населения сегодня создается ощущение, что все внимание региональной и местной власти нацелено на строительство объектов АТЭС и создание во Владивостоке комфортных условий. Иногда журналисты осмеливаются освещать социальные и правовые проблемы граждан, которые возникают на пути «великих строек». Так и должно быть. Чтобы быть конкурентоспособной в АТР и претендовать на лидерство, мы не имеем права топтаться на месте. Город должен иметь соответствующий его положению вид и инфраструктуру. Надо строиться и развиваться. Причем развиваться – это значит «всесторонне образовываться».
В том, что будут освоены многие миллиарды и возведены мосты, небоскребы, отели, сегодня уже мало кто сомневается.
Но чем мы наполним эти дорогостоящие стены, залы, сети и узлы коммуникации? Что покажем продвинутым в технологическом плане японцам, корейцам и другим бурно развивающимся соседям по экономическому сообществу?
Энергосберегающие, экологически безопасные технологии, разработки в области утилизации продуктов жизнедеятельности, переработки сырья и повышения эффективности сельского хозяйства у нас пачками пылятся на полках и в лабораториях. Наши чиновники-временщики всегда найдут тысячу причин, которые не позволяют в данный момент в нашем регионе успешно внедрять в массовом порядке ультразвуковые водно-топливные эмульгаторы, электроконфорки с огромным КПД или технологии производства азотобактера. И это лишь примеры, хорошо известные читателям «Восточного базара». Если коснуться, например, информационных, маркетинговых, выставочных или социальных технологий, то здесь у нас, по моему мнению, полное отсутствие внимания со стороны органов власти. Все принимается либо «из-под палки», «для галочки», либо полностью игнорируется под предлогом: «конкурентоспособные проекты сами пробьют себе путь и приживутся». Приживутся! Вот только у нас ли? И что при таком подходе получит Россия?
ВДНХ в Москве превращена в заурядный торгово-логистический центр. Там уничтожаются экспонаты, ставшие памятниками нашей некогда передовой экономики, науки и культуры. Однако если мы – держава с эффективно развивающейся экономикой, ведущей наукой и социально ответственным управлением, а наши территории претендуют на инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность, мы просто не имеем права строить города и центры «вчерашнего дня», используя пусть даже хорошо апробированные, но не совсем перспективные разработки, технологии и материалы.
Опасения по поводу того, что участников Форума АТЭС придется возить через Золотой Рог к месту Саммита на баржах, похоже, проходят. Но дымящие копотью трубы пароходов и угольных кочегарок, методики ямочного ремонта городских дорог, точечная и неэстетичная застройка в местах бывших скверов и парков, превращение Садгорода в полупустыню коттеджей, пусть даже новых, – это ли не демонстрация отсталости и средневекового варварства?
Приморские бюджетные СМИ вдохновенно рассказывают о том, что инвесторы, возможно, придут в край выращивать рис по-японски. А что сделали мы для того, чтобы самим добиться высокой урожайности и продавать соседям чисто русский продукт Приморского производства? Нам что важней: пустить финансовый поток инвестиций через нужные структуры или развивать собственный производственный и экспортный потенциал? Не грех в этой связи вспомнить об эксперименте с австралийскими буренками. Где результат?
В продвижении и внедрении экспериментальных методик и инноваций мы снова натыкаемся на проблему пресловутой коррупции и изуродованного ею подобия рыночной конкуренции.
Я не против того, чтобы проводились конкурсы, тендеры, выставки, презентации, чтобы находили поддержку (в том числе бюджетно-финансовую) только лучшие и перспективнейшие проекты. Но я против того, чтобы ответственным должностным лицам заранее были известны победители этих конкурсов и тендеров. Я против того, чтобы выставки с привлечением административного ресурса и бюджетных средств организовывали только близкие к краевым чиновникам организации, я против того, чтобы решения о внедрении и финансировании за счет казны инноваций и социальных технологий принимались или отвергались «тайными вечерями» в кабинетной тиши администраций. Некрасиво смотрится, когда какой-нибудь чиновник формирует «Общественный Совет при ….» из числа своих верноподданных и решения такого совета выдает за авторитетное мнение независимых экспертов. Это ведет только к еще большему недоверию со стороны бизнеса и общества.
Здесь свое слово обязательно должны сказать саморегулируемые организации, общественно-экспертные советы и по-настоящему независимые научно-методические объединения в форме профильных общественных комиссий.
Структурой, способной эффективно мобилизовать интеллектуальный и экспертный потенциал всего региона, видится сегодня только Общественная палата Приморского края, формированию и деятельности которой упорно противятся чиновники исполнительной власти. Коррумпированные и нерадивые «слуги народа» опасаются конструктивной и аргументированной критики, а еще больше страшатся эффективного контроля со стороны общества.
Эффективное внедрение прорывных технологий в экономике невозможно без использования и развития социальных и управленческих инноваций, без совершенствования системы аккумулирования лучших наработок, фиксации позитивных традиций, полезного и актуального опыта. Без мобилизации всего образованного общества, которое должно еще и доверять Власти, а также без широкого общественного обсуждения в реализации проектов, претендующих на статус «Мега -…» и требующих привлечения крупных частных инвестиций, нам не обойтись.