Динамично развиваясь в последние годы, Приморский край все больше позиционируется в мировом геополитическом пространстве как крупный мировой логистический центр – связующее звено между уже давно состоявшейся Европой и стремительно набирающей темп «тихоокеанской частью» земного шара. В этом контексте чрезвычайно важным становится определение стратегии инновационной деятельности Приморья, учитывающей в равной степени экономические, социальные и иные ресурсные возможности края сегодняшнего и завтрашнего дня, динамику региональных интеграционных процессов.


Российский инновационный терминал в АТЭС

Как нетрудно заметить, инновационная деятельность представляет собой поле, на котором позиционируются и действуют три основных «игрока» – разработчик инноваций, потребитель инноваций и инвестор. При этом, поскольку объективно существуют дисбаланс интересов этих игроков, различия в логике и семантике их действий, несхожесть лингвистического аппарата, они (игроки) «впускают» на свое поле четвертого субъекта – посредника. Практически (и это ярко демонстрирует мировой опыт) в настоящее время ни один из основных игроков без тесных связей с посредником добиться на инновационном поле значимых результатов не может. Поэтому стратегически именно посредник начинает играть определяющую роль в развитии. От того, насколько он «приближен» к тому или иному игроку, в какой команде он преимущественно играет, и зависит, по какому пути пойдет процесс развития.

Поскольку позиция инвестора в определенной мере находится «над системой», принципиально возможны три варианта типизации инновационной стратегии региона. Она может быть «разработческого» типа, когда основная деятельность направлена на производство инноваций, а регион «зарабатывает» основные средства на том, что массово продает инновации, им созданные. Стратегия может быть «производственного» типа, когда регион преимущественно покупает инновации и массово их использует для модернизации производящих секторов экономики, при этом основной заработок региона – рост валового продукта за счет увеличения «инновационной» составляющей в объемах производства. И, наконец, третий возможный вид стратегии – «посреднический», когда регион, не занимаясь ни массовым производством инноваций, ни массовым их приобретением для внедрения в производство, ориентируется на обеспечение динамики движения инноваций через регион, формируя основной заработок из посреднической маржи за услуги по поддержанию высоких темпов и поступательного характера движения. При этом, несмотря на уничижительный характер посреднической роли, которая культивировалась в России в последние несколько десятков лет, именно посредничество (купеческая функция) является исконно русским видом деятельности и требует высочайшего интеллектуального уровня поддерживающих его людей. Именно регион, избравший для себя посредническую стратегию, отвечает за формирование инновационных рынков, причем как изнутри, так и извне этих рынков.

Следует отметить, что ни одна из стратегий не может быть применена в регионе в «чистом виде». При любой доминирующей элементы остальных в той или иной степени присутствуют обязательно. Проблема здесь лежит в выборе именно доминирующей стратегии.

Рассмотрим перспективы каждой стратегии для Приморья. Приморский край, являясь крупным российским научно-образовательным центром, производил в советские годы значительное количество разработок, многие из которых являются, безусловно, значимыми инновационными продуктами достаточного уровня. Вместе с тем следует признать, что это единичные разработки, не носящие характера массового производства и имеющие, как правило, высокую себестоимость. Поэтому ориентация на позиционирование края как производителя инновационных разработок, на наш взгляд, не сможет обеспечить необходимый для ускоренного развития края прирост материальных ресурсов в экономику. Кроме того, ориентация «на доминанту от разработчика» потребует структурных преобразований в региональной науке и, как следствие, высоких материальных и временных затрат. Вопрос, может ли сегодня пойти на эти затраты Приморье, представляется весьма дискуссионным и трудноразрешимым.

Позиционирование края как массового потребителя инноваций («производственная» стратегия) тесно связано с перспективами развития «производящих» секторов экономики.

В настоящее время экономика края в значительной степени носит сырьевой характер. Богатство природных ресурсов Дальнего Востока, а также наличие соседей, массово производящих высокотехнологичное оборудование достаточно высокого качества для удовлетворения потребностей «сырьевой» экономики, не являются хорошим стимулом для диверсификации производства, для формирования потребностей в модернизации инновационного характера. Поэтому можно прогнозировать наличие еще в течение длительного времени недостаточного спроса на инновации в крае.

Приморский край в течение многих лет занимается активной посреднической деятельностью, которая по планам администрации края будет в последующие годы только развиваться. Это и транспортные услуги, причем к существующим видам транспорта (морским, автомобильным, авиационным, железнодорожным) добавится еще и трубопроводный. Это услуги по разнообразнейшей переработке грузов. Это и туристический бизнес, развивающийся в крае интенсивно. В крае давно уже сформированы традиции посреднической деятельности, некое посреднически ориентированное мышление, стереотипы и процедуры действий. Усиливается и межрегиональное позиционирование края как крупного логистического центра мирового уровня. Было бы совершенно естественным усилить это позиционирование адекватной инновационной составляющей. При этом целесообразно для различных секторов экономики Приморья иметь однотипные стратегии развития, укладывающиеся в общую концепцию.

Поэтому, как нам представляется, оптимальным для края явился бы «посреднический» тип инновационной стратегии. Как уже отмечалось выше, это не значит принижение разработческой и производственной составляющих. Принятие «посреднической» стратегии означает лишь то, что край будет создавать механизмы и инструменты для обеспечения динамики движения инноваций, вовлекая в это движение и собственные разработки, и извлекая из этого движения инновации для внедрения на своих предприятиях.

Ключевой вопрос – инфраструктура обеспечения реализации стратегии. Каждый тип стратегии, из отмеченных выше, требует создания определенного набора структурных элементов, которые ориентированы на исполнение предусмотренных этим типом стратегии функций. Так, используя уже сформированные в Российской национальной инновационной системе термины и названия организаций, можно отметить следующее. Для «разработческого» типа инновационной стратегии необходимы офисы коммерциализации разработок, инновационно-технологические центры, технопарки (с точки зрения испытательных полигонов для разработок). Для стратегии «производственного» типа необходимо развивать производственно-технологические центры, офисы внедрения разработок, бизнес-инкубаторы, технопарки. Для «посреднической» стратегии необходимы центры трансфера технологий, центры международного инновационного сотрудничества, коучинг-центры, институты венчурной индустрии, структуры для оказания консалтинговых услуг.

Ориентация на посреднический тип инновационной стратегии, существующие в крае элементы инновационной инфраструктуры позволяют сформировать для края особую, имеющую высокую геополитическую значимость стратегию «инновационного терминала» (innovative hub), т.е. такого узла для поддержания высокой интенсивности движения инноваций, через который проходит вся логистика инновационного развития региона. При этом речь идет не только о реализации в АТР произведенных на Дальнем Востоке инноваций (в основном в приграничной зоне), но и о новом уровне отношений в инновационной сфере, в которую вовлекаются и сибирские, и центральные, и западные российские регионы, и все азиатские территории, и другие государства, в том числе и европейские. Главное в стратегии инновационного терминала – сформировать региональные инновационные рынки, обеспечив наше доминирующее присутствие на них, организовать приток капитала, прежде всего венчурного, установить соответствующие отношения между субъектами, обеспечить динамику процесса.

Инновационный терминал – это, прежде всего, инфраструктурный комплекс. Смысл этого терминала – комплексная «переработка» инноваций в совершенно осязаемые продукты, которые успешно реализуются на высокотехнологичных рынках региона. И здесь не так уж и важно, где произведена и где, в какой точке реализована та или иная инновация. Важно, что создается механизм, который позволит инновациям реализоваться преимущественно посредством субъектов малого предпринимательства.

На рисунке приведена разработанная нами ориентировочная структура (функциональная схема) инновационного терминала. В ней мы попытались учесть достижения уже созданных элементов региональной инновационной системы. Остальное предстоит достраивать.

Стратегия инновационного терминала, которая является пионерской не только для России, является основой для разработки различных целевых региональных программ, в том числе программ поддержки малого предпринимательства. Под эти программы возможно привлечение в край федеральных финансовых ресурсов, что не может не сказаться положительно на состоянии инновационной деятельности, на имидже края и его руководства.


Международный конкурс бизнес-проектов «НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПРОИЗВОДСТВА»

Организаторы конкурса: Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС «ТехноРАТЭС» и Тихоокеанская управляющая компания.

Основные цели конкурса:

  • Выявить перспективные инновационные проекты Азиатско-Тихоокеанского кольца
  • Представить проекты инвесторам и держателям производственных комплексов
  • Содействовать реализации перспективных проектов
    Сроки проведения конкурса: октябрь 2006 – январь 2007 г.

В конкурсе могут принимать участие физические и юридические лица, являющиеся обладателями исключительных прав на реализацию представляемых на конкурс проектов.

Представляемые на конкурс проекты должны носить производственный характер и быть ориентированными на создание нового продукта и продвижения его на рынок.

Рассматриваемые проекты должны находиться на завершающей стадии НИОКР, иметь описанную технологию производства и стратегию коммерциализации конечного продукта.



Добавить комментарий

Войти через соцсети