Мифы о бизнес-ангелах. Пора узнать правду
Давыдов Владимир Юрьевич, исполнительный директор НП «Дальневосточная сеть бизнес-ангелов «Лаборатория инвестиций».
В предыдущих номерах журнала «Восточный базар» мы уже писали про развитие движения бизнес-ангелов на Дальнем Востоке. Напомним, что бизнес-ангелы – это частные инвесторы, которые финансируют малые инновационные компании на самых ранних стадиях их развития. Кроме финансовых ресурсов, бизнес-ангелы приносят в компанию свой управленческий опыт и связи, что не менее ценно, чем инвестиции. Под инновационными подразумеваются проекты, в которые заложено какое-либо новшество, ведущее к финансовому результату. Это может быть новый продукт для рынка, новая технология производства продукта, новая маркетинговая стратегия или управленческая схема.
Инвестиции бизнес-ангелы осуществляют, как правило, без предоставления какого-либо залога. В основном они ставят своей целью продать свою долю в компании через несколько лет, получив при этом доход, как минимум в несколько раз превышающий первоначальные инвестиции.
В сентябре этого года во Владивостоке была создана и зарегистрирована первая и пока единственная Дальневосточная сеть бизнес-ангелов «Лаборатория инвестиций». Сеть – это, в первую очередь, посредник между инвесторами и проектами предпринимателей, ищущих инвестиции. При этом для Инвесторов и Предпринимателей в сети бизнес-ангелов заключена определенная ресурсность. Для каждого – своя. Для инвесторов вступление в сеть бизнес-ангелов – это способ найти единомышленников, новых коллег и за счет совместного инвестирования и обмена опытом снизить риски каждого. Также сеть выполняет всю предварительную работу по приему заявок, отбору проектов и организации переговоров инвесторов с соискателями инвестиций. Для предпринимателей, ищущих инвестиции в свои проекты, сеть бизнес-ангелов – это, в первую очередь, инструмент поиска инвестора. Возможность подать заявку и знать, что она будет рассмотрена людьми, заинтересованными в инвестировании и готовыми вкладываться в рисковые, но перспективные проекты. Кроме того, работа с сетью бизнес-ангелов дает неоценимый опыт подготовки к переговорам с инвестором, чтобы быть максимально правильно понятым и оцененным.
Критерий проекта
|
Гранты
|
Бизнес-ангелы
|
Приведем несколько мифов о бизнес-ангелах, знание которых позволит точнее сформировать представление о них и о том, как наиболее эффективно построить свое общение с ними.
Миф 1: Бизнес-ангелы – филантропы и меценаты.
Очень часто мне приходится слышать от людей, которые ищут финансирование для своего проекта, что в качестве инвестора им нужен кто-то, кто придет и поддержит деньгами его «хорошее» дело. Такой благотворитель, филантроп или меценат. Называют их по-разному. В таких случаях я обращаю внимание в словосочетании «бизнес-ангел» не на вторую, а на первую часть. А именно – на бизнес. Бизнес-ангелы хотя и могут преследовать некие общественные (благотворительные) цели, но решение принимают все-таки из коммерческих соображений. Их интересуют проекты, инвестиции, которые смогут принести хорошую прибыль. Например, если на проекте можно заработать в 3, 5 или 10 раз больше, чем требуется инвестировать. Неплохо, согласитесь. И это бизнес.
Миф 2: Деньги бизнес-ангела – это как гранты.
Другая сторона мифов о безвозвратном и благотворительном свойстве инвестиций от бизнес-ангелов. Опровержение этого мифа представлено в виде таблицы, в которой даны сравнения инвестиций и грантов по нескольким параметрам проекта.
Миф 3: Бизнес-ангелы любят сложные научные разработки, а предпочтение отдается только высоко рисковым проектам.
Бизнес-ангелу могут быть интересны возможность получения большой прибыли, предпринимательский драйв и участие в развитии нового бизнеса, реализация социальной ответственности и другие возможные моменты, которые будут у каждого человека свои. Но среди них вряд ли можно найти отраслевое предпочтение и уж тем более предпочтение по степени научности проекта или уровню риска. Степень риска каждый бизнес-ангел определяет для себя сам, соотнося ее с необходимой прибыльностью проекта и своим личным интересом, можно его назвать даже любопытством.
Миф 4: Сложно найти, уговорить легко.
Наверное, каждому, кто встречался с инициатором нового нестандартного проекта, приходилось слышать, что автор, испытывающий трудности с финансированием, готов убедить любого потенциального инвестора в считанные минуты, ему лишь нужно немного! времени для разговора. Это «немного» может составлять от нескольких минут до нескольких часов, но авторы проектов обычно не считают времени, когда видят впереди большую перспективу. Поэтому, когда они приходят к инвестору, их разговор очень часто заканчивается ничем. Добиваются результата и получают инвестиции при этом лишь те, кто уделил должное внимание подготовке переговоров, учел разность языка, интересов и жизненного опыта своего и инвестора, предоставил необходимые материалы. Именно подготовка переговоров, а не знание того, кто же готов стать инвестором, являются ключевыми в достижении договоренностей.
Миф 5: Главное – показать высокие дивиденды.
Другой распространенный миф – это важность высоких дивидендов. Многие думают, что, если они покажут финансовый прогноз, в котором есть цифра с более чем восьмью нулями и далее, инвесторы сразу же ринутся вкладываться в их проекты. Иногда даже забывая обосновывать свои цифры, что, конечно же, очень сильно (иногда фатально) сказывается на восприятии проекта инвестором. Другой стороной завышения цифр (кроме преднамеренного желания ввести инвестора в заблуждение) является то, что авторы проектов не всегда знают о механизме «венчурного инвестирования», который используется многими бизнес-ангелами. Он подразумевает, что инвестор зарабатывает не столько на дивидендах из компании, сколько на росте ее капитализации, а значит, и стоимости. И реализует свою прибыль путем выхода из компании через некоторое время.
В следующих материалах мы остановимся подробнее на вопросе о том, как именно устроен механизм получения инвестиций от бизнес-ангелов с помощью сетей. Если вам уже сейчас интересна деятельность бизнес-ангелов, вы ищете инвестиции для своего проекта или являетесь инвестором, интересующимся проектами, то мы открыты для диалога.
Вы можете связаться с нами по телефону (4232) 22-89-56
или написать письмо по электронной почте на адрес davidov@rapec.ru.