Модернизация высшего профессионального образования в России происходит на фоне структурной перестройки и изменения уклада национальной экономики. Основываясь на мировом опыте преодоления кризисных явлений, Россия избрала инновационный путь развития как единственно возможный для преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического, технологического и социального развития.
В условиях перехода страны на инновационный путь развития важнейшим фактором, имеющим решающее значение, является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов научно-технической сферы и наукоемких отраслей промышленности, способных не только генерировать творческие идеи, но и доводить их до товарной продукции, а также способствовать ее реализации на внутреннем и внешнем рынке.
Как вывести инновации на орбиту региональной экономики
В последние годы много говорится чуть ли не о единственности инновационного пути для развития российских регионов. Термин «инновация» используется так часто, как, наверное, никакой другой. И это при том, что многие из тех, кто использует этот термин, с трудом понимают его смысл, а уж до путей конкретной реализации инновации дело и вовсе не доходит. А ведь инновации могут существенно повлиять не только на уровень экономического состояния субъекта федерации, но и помочь значительной части населения обрести свое дело и ощущение стабильности. Так почему же инновационное сознание еще не вошло в каждый дом, не стало нашей обыденностью? На наш взгляд, дело в том, что мы подходим к инновациям традиционным образом, методами, привычными нам со времен плановой системы.
Что имеется в виду? Представим себе абстрактного среднего представителя академической или вузовской науки тридцатилетней давности. Он занимал стабильную должность в своем институте, имел тематику исследований, сформированную главным образом по его же предложению и касающуюся тех вопросов, в которых наш ученый является значимым специалистом. В некоторых случаях – входящим в мировую «десятку» по данной тематике. А заказчиком тематики выступали чаще всего различные министерства и ведомства, более всего – Министерство обороны. Не подлежит сомнению, что лет тридцать тому назад данная тематика была важна для заказчика, а технический прогресс заказчика в рассматриваемой области определялся во многом уровнем этой разработки. С течением времени количество заказов на исследования снизилось, заказывающие ведомства были вовлечены в процессы реформирования, их отрасли тоже, а финансовые возможности позволяли только «латать дыры». Постепенно произошел разрыв между реальными запросами экономики, произведенными научными исследованиями и выполненными разработками. Причем разрыв этот многогранен от полной непригодности разработок для использования сегодняшней экономикой до значительного опережения разработками возможностей экономики их реализовать.
Наметившийся крен в инновационное развитие большинство ученых восприняло как возможность доведения их разработок до товарного вида с дальнейшим навязыванием этого товара потребителю. При этом разработчики не очень-то задумывались над тем, а нужен ли этот товар потребителю вообще, считая, что поскольку их разработка лучшая в мире (зачастую это именно так и есть), то она автоматически должна иметь спрос. И очень сильно удивлялись, когда этого не происходило, когда потребителем использовался товар худший по техническим характеристикам. О потребительских качествах вообще никто не задумывался. При этом зародившиеся инновационные институты (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и проч.) воспринимались именно как инструмент доведения разработок «до ума». В оправдание следует отметить, что создавались эти инновационные институты в основном при вузах или академических институтах и состояли из их работников.
В итоге при довольно многочисленной инновационной инфраструктуре результат пока не соответствует затратам на создание этой инфраструктуры.
Свою негативную роль сыграло, на наш взгляд, и имевшееся в стране отношение к интеллектуальной собственности. Поэтому во многом инновационные процессы ограничивались только формальной стороной – защитой интеллектуальной собственности (делопроизводством при подаче заявок на патенты), при этом совершенно игнорировались экономические аспекты (например, операции с нематериальными активами).
Еще недавно главным признаком инновационного развития считалось количество технических изобретений в конкретный период. Но сегодня создание изобретений все меньше определяет степень их использования. При этом управленческие инновации часто оказываются важнее технических. Кроме того, на первый план выходят иные показатели инновационной активности, такие как доля инновационного продукта в валовом региональном продукте.
На историческое развитие инновационной деятельности повлияли общие социально-экономические процессы в стране. Рост инновационной активности, начавшийся к концу 90-х годов объясняется тем, что массовая приватизация промышленных предприятий, при которой было выгодно занижать стоимость приватизируемых активов, практически закончилась. Кроме того, после кризиса 1998 года возникли новые макроэкономические условия, оказавшие благоприятное воздействие на инновационную деятельность предприятий, особенно тех, которые были ориентированы на российский рынок. У таких предприятий резко возросла конкурентоспособность продукции по сравнению с импортной. Те предприятия, которые работали на международный рынок, в относительно малой мере смогли использовать новые возможности. То же касается и предприятий, работающих на импортном сырье, и особенно на не имеющем российских аналогов. Для них ситуация резко ухудшилась.
Исследования, проведенные Институтом сравнительных исследований трудовых отношений, показали, что финансовый кризис дал толчок развитию производства экспортной продукции, заставив предприятия осуществлять технологические новшества с целью расширения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Кроме того, усилился интерес предприятий к использованию отечественной техники, они стали более активно искать отечественных производителей техники или запасных частей для импортного оборудования.
В чем же выход? По нашему мнению, он состоит в том, что во главу инновационной деятельности необходимо поставить требования рынка. Для существующей инфраструктуры поддержки инновационных процессов в регионах это означает выдвижение на первый план маркетинговых исследований. В некоторых случаях это потребует серьезной переориентации повседневной деятельности работников вышеупомянутых инновационно-технологических центров и иных структурных элементов. Именно исследование рынка позволит выявить наиболее острые потребности в инновациях, сформулировать требования к разработкам, выработать схему их реализации уже в конкретном сегменте рынка.
В общем потоке научно-технического прогресса на современном этапе особое значение приобретает технологический трансферт (передача) инноваций, технических либо управленческих, как в межстрановом, так и во внутрирегиональном аспекте. Технологический трансферт является важным элементом инновационных хозяйственных отношений.
Технологический трансферт представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, сопряженную с различными профессиональными сферами. Здесь и знание рыночных механизмов, и умение использовать рекламу, торговую марку, брэнд наилучшим образом, и проектный менеджмент, и многое другое, не говоря уже о технических аспектах конкретной разработки. Трудно представить себе коллектив разработчиков научной или технической продукции, обладающий в полной мере необходимыми знаниями и умениями в столь широких областях. Следовательно, для осуществления технологического трансферта необходимы механизм и соответствующая ему инфраструктура поддержки. Из экономических соображений использовать для выполнения одной операции трансферта множество различных организаций сопровождения представляется нецелесообразным. Таким образом, необходимы специализированные организации, которые могли бы взять на себя весь комплекс работ по трансферту. Именно такими организациями должны стать по замыслу их идеологов Центры коммерциализации и трансферта технологий. Как мы уже говорили в прошлом номере журнала, один из таких центров создан в Дальневосточном государственном техническом университете.
И еще об одном аспекте. Как говорилось выше, трансферт представляется делом весьма сложным и многогранным. Практически каждый трансферт осуществляется по оригинальной траектории, требующей специального проектирования. Поэтому в технологию деятельности Центра коммерциализации и трансферта технологий ДВГТУ мы заложили проектный подход – трансферт согласно эксклюзивному проекту, в котором определяются все особенности конкретного трансферта. Проект этот произрастает из маркетинговых исследований рынка и информации о возможности удовлетворения рыночных потребностей имеющимися инновациями. На рисунках 1 и 2 показаны структура Центра и алгоритм его деятельности.
В самом начале пути в организации Центра мы поняли, что для эффективного выполнения проектов трансферта необходимы специалисты совершенно нового типа. Мы их назвали инновационными комиссарами. Подготовку этих специалистов пока не ведет ни одно учебное заведение страны. Как правило, там, где готовят специалистов по специальности «инновационный менеджмент», основной акцент делают либо на общеорганизационный аспект в масштабе не менее региона, либо на инновационную восприимчивость промышленных предприятий. А как показывает опыт, этого бывает недостаточно. Поэтому подготовкой специалистов мы пока занимаемся самостоятельно. Следует отметить, что подготовка инновационных комиссаров сама по себе является инновацией. По-видимому, она должна осуществляться на магистерском уровне, при этом образование первой ступени специалист должен получать в многопрофильном техническом вузе либо по профилю предполагаемых инноваций, либо по профилю экономическому или управленческому. Образование второй ступени (магистерская подготовка) может быть получено в специализированном учебном заведении, базирующемся на центрах трансферта технологий.
Вместе с тем накопленный уже опыт позволяет планировать и осуществлять трансфертные операции. Поэтому приглашаем к сотрудничеству всех, кто в той или иной степени заинтересован в органичном вписывании инноваций в существующее или вновь организуемое производство. Будем рады вам помочь.