Состоявшееся в конце февраля заседание Совета безопасности РФ отнесло к числу высших приоритетов социально-экономического развития российского государства создание национальной инновационной системы.
Реализуя курс на инновационное развитие страны и в интересах создания адекватной инфраструктуры, в конце 2003 года Минпромнауки России организовало 4 центра коммерциализации и трансфера технологий. В январе 2004 года 10 подобных центров созданы Минобразованием России на базе ведущих вузов в различных регионах страны. Один из таких центров начал функционировать в марте в Дальневосточном государственном техническом университете. Аналогичные структуры создаются и в Российской академии наук. Целью создания центров явилась эффективная коммерциализация результатов исследований и разработок, их реализация в конкретных социально-экономических результатах.
Дальневосточный государственный технический университет данной публикацией открывает в журнале новую рубрику «Инновации» для обсуждения широкого спектра вопросов по данному направлению.
Инновации для региональной экономики
Инновационная деятельность способствует преобразованию идеи, заложенной в научных исследованиях и разработках, в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный на практике, или новый подход к социальным явлениям.
Научные инновации – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений с целью их реализации для удовлетворения определенных потребностей или запросов рынка или отдельных потребителей. Инновации присущи в равной степени три свойства: научно-техническая новизна, спрос и реализуемость. Существует несколько вариантов процесса инновационной деятельности (рис. 1).
Первые два варианта являются наиболее распространенными и, на наш взгляд, в значительной степени объясняют низкую результативность инновационного процесса в настоящее время, особенно в регионах.
Третий вариант по своей сути является более «жесткой» разновидностью второго. В нем, вместо формирования спроса на инновации, во главу угла поставлен заказ региональной экономики. Сегодня напрасными становятся ожидания того, что региональная власть профинансирует развитие собственно науки, тем более фундаментальной, на отдельно взятой территории в отрыве от социально-экономических потребностей региона. Только заказ на инновационную поддержку программ социально-экономического развития в каждом сегменте региональной экономики может быть обеспечен ресурсами и гарантированно востребован.
Следует отметить, что в первых двух вариантах существует элемент «навязывания» региональной экономике результатов научной деятельности коллективов-разработчиков. В первом случае это происходит напрямую, во втором – в виде неминуемой трансформации спроса в сторону уже имеющегося инновационного задела. Однако в современных условиях такие стратегии не только не имеют возможности широко реализоваться, но и необратимо ведут к стагнации научных исследований.
Кроме того, не хватает ресурса инновационного потенциала в пересчете на одну инновацию одновременно и для разработки, и для создания инновационного продукта, и для формирования спроса на него, и, наконец, для реализации инновации. Особенно ярко это проявляется в сфере малого инновационного предпринимательства, которое, собственно, и является носителем значительной доли инновационного потенциала. А инфраструктура поддержки инновационной деятельности на региональном уровне отсутствует.
Разные варианты инновационной деятельности требуют и разных подходов к формированию кадровой структуры, объектов ее поддержки. Так, например, для инновационной деятельности по первому варианту кадровую потребность центров коммерциализации и трансфера технологий можно выразить в пирамиде (рис 2).
Для третьего варианта пирамида будет совершенно иной (рис. 3).
Здесь наиболее важен новый для отечественной практики институт инновационных комиссаров, их подготовка, способность акцентированного решения задач в жестких временных, финансовых рамках, готовность к решению нестандартных задач и т.п. Именно по такому принципу строится Центр коммерциализации и трансфера технологий ДВГТУ, и мы планируем посвятить одну из следующих публикаций вопросу формирования современного инновационного комиссара.
Экономическая теория различает 5 типов инноваций: введение нового продукта, введение нового метода производства, создание нового рынка, освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов, реорганизация структуры управления.
Открывая в «Восточном базаре» настоящую рубрику, мы рассчитываем, что в ней примут участие ведущие специалисты и эксперты в области управления инновационной деятельностью, прежде всего, член-корреспондент РАН Ю.Н. Кульчин, начальник инновационно-аналитического отдела ДВО РАН В.В. Ельников.
По нашему мнению, широкое обсуждение этих вопросов особенно важно для Приморского края, где потребность в инновациях очень высока в любом из сегментов социально-экономического развития края. Например, инновационная емкость краевой целевой программы «Отходы» такова, что может задействовать до 15-20% всего инновационного потенциала края.