Мечты о порто-франко
23 мая 2012 года поставило ещё одну запятую в противостоянии ООО «СТМ-Холдинг» – одного из лидеров Дальневосточного рынка в сфере переработки и продажи лома чёрного и цветного металла и Государства, теперь уже в лице самого Правительства РФ. Высший Арбитражный суд РФ отменил Постановление Правительства от 26.12.2011 г. №1148, которое сделало Магадан единственным пунктом пропуска черного металла в ДВФО.
Началось всё 2 декабря 2008 года, когда Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала приказ №1514 «О местах декларирования отдельных видов товаров». Согласно этому документу с 30 марта 2011 года только из 10 портов Российской Федерации было позволено экспортировать лом черных металлов. Ни Владивосток, ни Находка в это число не попали. Ближайшим разрешенным портом стал Петропавловск-Камчатский.
Иск об отмене этого решения проходил по кабинетам целый год. В итоге все суды были выиграны, и ООО «СТМ-холдинг» получило компенсацию понесенных убытков в размере 23 миллионов рублей. 13 января 2012 года в «Российской газете» было опубликовано Постановление Правительства от 26.12.2011 г. №1148 «Об определении в Дальневосточном федеральном округе мест убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории отдельных категорий товаров». Согласно ему, с 13 февраля 2012 г. ряд товаров, в том числе и лом черных металлов, вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, допускается только из пункта пропуска в Магаданском морском порту. Вы только задумайтесь – Магадан! Место, где судоходство возможно лишь 6 месяцев в году. Даже в конце мая там море частично покрыто ледовым панцирем, преодолеть который в состоянии только суда повышенной ледовой категории.
Объяснить такое решение ничем другим, кроме как желанием задушить экспорт на корню, невозможно. Хотя выбор Петропавловска-Камчатского был «объяснен»: во-первых, он, оказывается, в отличие от Владивостока, находится значительно ближе к портам стран АТР; а во-вторых, на Камчатке служат самые компетентные и неподкупные таможенники. Комментарии излишни.
Qui prodest. Ищите, кому выгодно.
В регионе существует один-единственный потребитель лома черных металлов – ОАО «Амурметалл», который, в свою очередь, находится под управлением Внешэкономбанка. Председателем Наблюдательного совета последнего является Президент РФ В.В. Путин. А хозяином – депутат Государственной Думы Александр Шишкин. Кому выгодно?
В кризис «Амурметалл» не смог эффективно модернизировать производство. Предприятие терпит регулярные убытки. В 2011 году эта сумма составила 3 млрд. рублей, часть из которых государство компенсировало, вернув НДС. Дальневосточные экспортеры лома цветных и черных металлов отказываются сотрудничать с предприятием, так как их закупочные цены неконкурентоспособны. В ответ на это государство принимает «ограничительные меры», фактически ставящие «Амурметалл» в положение монополиста и запрещающие вывоз лома за границу.
В Отзыве Правительства РФ на заявление о признании недействующим Постановления №1148 на претензии в установлении преференций Амурметаллу чиновники корректно отвечают, что «согласно данным, представленным Минпромторгом России, ОАО «Амурметалл» не только не снизило закупочные цены на сырье, но и увеличило их для Приморского края на 900 рублей за одну тонну в феврале-марте 2012 года». И эти цены «сопоставимы с мировыми ценами на данную категорию товара».
В СМИ, в частности, на сайте РИА «Восток-Медиа» 30 января 2012 года было опубликовано интервью с генеральным директором управляющей организации ООО «Сибирско-Амурский Металл» Владимиром Лиманкиным. Данное интервью объясняет истинные причины появления Постановления №1148: «На наблюдательном совете Внешэкономбанка 27 сентября было принято решение об увеличении кредитной линии до 7,5 млрд. рублей. В ноябре в Правительстве рассматривался ход выполнения данного решения. Было отмечено, что один, самый существенный пункт – по закрытию таможенных переходов – не выполнен. Постановление Правительства РФ ликвидировало эту недоработку». Из чего следует, что Постановление было принято исключительно в угоду узких коммерческих интересов одного конкретного предприятия. Что является незаконным, противоречит принципам свободной торговли, а также антимонопольному законодательству РФ, запрещающему необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
ДВФО в ВТО
Летом Россия должна войти в ВТО. Сейчас сложно предположить, чем это обернется для экономики страны. С одной стороны, пошлины будут ежегодно снижаться на 2,5%, пока не достигнут 5%. А это при сегодняшних 15% – гигантский шаг вперед. Где гарантии, что Правительство в очередной раз не примет драконовское постановление «из самых лучших побуждений»?
Сейчас о стратегическом развитии Дальнего Востока не говорит только ленивый. Но проблема коррупции и бюрократии никак не решается. Бизнес боится инвестировать в регион. Приморье имеет один из самых низких индексов инвестиционной привлекательности. Как с этим бороться? В период освоения Дальнего Востока ровно 150 лет назад эту территорию сделали зоной беспошлинной торговли – «порто-франко». Именно это привлекло сюда немцев Кунста и Альбертса, американца Купера, голландца де Фриза. Эти люди строили во Владивостоке дома, магазины, склады, которые сейчас составляют культурную и историческую часть города. За какие-то 20 лет город расцвел. Население увеличилось в десятки раз, несмотря на крайнюю удаленность от центра. Так, может, стоит обратиться к успешному опыту предков и все же перестать «кошмарить бизнес» не только на словах, но и на деле?