«Семиманиловщина» в управлении экономикой

Хватит с нас государственной деятельности. Пора заниматься делом…
Илья Ильф и Евгений Петров, «Золотой теленок» (глава ХV)

Россия пережила в прошлом семибоярщину, совсем недавно – семибанкирщину. Все эти этапы характеризуются для страны неуправляемостью, элементами разрушения, предательством государственных интересов России ради личных благ. А сейчас наша страна переживает не менее сложный кризисный период в своей истории, который можно было бы назвать семиманиловщиной. Я имею в виду группу либеральных экономистов в руководстве страны и примкнувшего к ним недавно Кудрина, на которого, кажется, возложены основные надежды руководства страны. Несмотря на некоторые несущественные отличия в концепциях вывода страны из кризиса, их всех объединяет вера в рыночную экономику, либеральное словоблудие, желание сохраниться в руководстве страны, ничего по существу не меняя.

Персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Манилов как никто другой подходит для общей характеристики мышления экономического руководства страны. Напомню, что многим известно из школьной программы. Это западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Оторванность от действительности, безразличие к деталям – свойства его мировоззрения. Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения он не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменено изысканными (околонаучными) словесными формулами. Гоголевское сравнение Манилова со «слишком умным министром» указывает на прожектерство высшей государственной власти, основные черты которой – «пошлая слащавость и лицемерие».

Разрекламированная было встреча 25 мая с.г. великих чиновников-экономистов с президентом В. Путиным, которая посвящалась разработке стратегии вывода экономики России из кризиса, окончилась ничем. Это событие, пожалуй, более знаменательно, чем принятие какого-нибудь решения. И факт этот более показателен, чем не пришедшая на свою свадьбу «звезда» в светской хронике. Не думаю, что заранее не готовился проект решения. Если его не приняли, это означает только одно – нет единства в правительстве, как нет и единого плана – стратегии.

Считается, что на совещании должны были предложить два варианта выхода из кризиса. Первый (сторонники и разработчики: академик С. Глазьев, помощник президента А. Белоусов и уполномоченный по правам предпринимателей Б. Титов) содержит план бюджетного стимулирования экономики. Он заключается в ускорении экономической активности путем монетизации экономики, которая может расти по 4% ВВП в год уже с 2018 г. Для достижения этой цели предлагается использовать нераспределенную прибыль предприятий страны. По-другому говоря, авторы хотят запустить процесс внутренних инвестиций. Может возникнуть вопрос: как это сделать (т.е. изъять и сконцентрировать) в условиях частной собственности?

Второй вариант плана антикризисной стратегии предложен, естественно, Центром стратегических разработок (ЦСР) А. Кудрина (поддерживается главой МЭР А. Улюкаевым, министром финансов А. Силуановым, председателем ЦБ Э. Набиуллиной). Исходя из предшествующих разработок и интервью этих лиц, можно предположить, что план подразумевает изменения в судебной и правоохранительной системах, осуществление пенсионной реформы, постепенное увеличение пенсионного возраста до 63-65 лет как для мужчин, так и для женщин, снижение доли государства в экономике, перераспределение бюджетных расходов в пользу развития человеческого капитала и инфраструктуры, проведение реформы госуправления. С таким положением согласен и министр экономического развития А. Улюкаев, который видит в нем средство снижения дефицита трудовых ресурсов, при этом уровень потребления должен быть заморожен. Кроме этого, темпы роста инвестиций должны быть 7-8% в год. Но до того предлагается сокращение инфляции до 4% в год и медленный вывод экономики на рост в 1% ВВП в год.

Самый реальный, как многим кажется, второй вариант не был принят президентом. Причина проста: он, как и первый план, предполагает применить, что называется, «непопулярные» меры. А темпы роста никакие, даже по расчетам самих разработчиков стратегии развития. Ясно, что для президента в предвыборный период 2016-2018 гг. эти планы неприемлемы. Скорее всего, великие экономисты-маниловы ушли с совещания с заданием разработать более привлекательные для электората стратегические планы развития.

Таким образом, предлагаются меры затратные, а результатов не предвидится. Решений по усилению государственного вмешательства в экономику также не ожидается по причине безудержной веры в рыночную экономику. Несмотря на то, что если что-то и получается в экономике России, то только с помощью участия государства. Разработчикам программы неплохо бы открыть глаза и посмотреть вокруг. Нужно освободиться от мантр «у нас новая экономическая реальность» и «эволюционным путем все разрешится». Сказкам, что научно-технический прогресс в рыночной экономике был начат в гаражах, а крупные бизнесы развиваются за счет только предпринимательской активности, верят только наивные первокурсники. Всегда в условиях кризиса любая производственная система выходит за пределы своей компетентности и обращается с просьбой о помощи к вышестоящей системе. В системном кризисе, как у нас, – это государство. И помощь может оказываться как финансовым методом, так и административным. В зависимости от глубины кризиса диапазон может достигать предельных значений прямого управления.

Экономисты 30-х годов практически отождествляли экономику СССР и Германии. Несмотря на то, что в первом случае была максимальная национализация средств производства, а во втором нет. Однако можно напомнить, что в гитлеровской Германии, находившейся в глубоком кризисе после Первой мировой войны, управление, по существу, шло через комиссаров, которые были направлены на все крупные частные предприятия и управляли ими по единому плану до выхода из кризиса. Опыт управления СССР мог бы сейчас пригодиться и нынешнему руководству. Как было показано в моей прошлой статье, пока еще можно обойтись организацией системы управления, аналогичной хрущевским совнархозам в 50-х гг. ХХ века с использованием функций соответственно современным реалиям.

Напомню в связи с этим, что развитие – это, по существу, необратимое изменение системы к новому качественному состоянию. Более эффективному по сравнению с исходным. Если этого нет, то ни о каком стратегическом развитии речи быть не может. Разработка стратегии означает формирование мер, которые предполагают качественные преобразования в самой системе управления. Сейчас все более назревает вопрос об институциональном изменении системы управления экономикой государства.

Если задержаться с принятием кардинальных мер по управлению экономикой страны, то, вероятнее всего, к власти придут разные варианты другого героя бессмертной поэмы Н.В. Гоголя – Собакевича, – для которого будет нормой хвататься за пистолет при каждом упоминании слова «демократия».

Однако вернемся к нашему литературному герою. Ему все-таки удалось стать первым в истории продавцом мертвых душ. Как бы и нам всем не попасть в категорию этого «товара».



Добавить комментарий

Войти через соцсети