Опыт проведения мониторинга в странах с развитой рыночной экономикой

В декабре 1998 года Совет директоров Банка России рассмотрел вопрос “О целях и задачах анализа состояния реального сектора экономики в Банке России и ходе реализации проекта “Центр мониторинга предприятий”. Было принято решение продолжить в 1999 году проведение комплекса работ, направленных на создание в Банке России целостной системы мониторинга предприятий реального сектора в целях совершенствования денежно-кредитной политики с учетом современных условий развития российской экономики.

Это означает, что наряду с задачами финансовой стабилизации в экономике и налаживания функционирования финансовых рынков, значительно возрастает практическое значение политики Банка России, направленной на создание предпосылок для прекращения дальнейшей деградации реального сектора, ускорения формирования зон роста производства товаров и услуг на основе стимулирования внутреннего спроса в экономике.

Условием формирования такой политики является наличие в Банке России эффективной системы анализа экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий реального сектора, позволяющей в оперативном режиме получать объективные данные о важнейших тенденциях в экономике, на основе которых должны вырабатываться меры воздействия посредством инструментов денежно-кредитной политики.

На первом этапе реализации проекта мониторинга был изучен опыт тех стран, где подобная работа ведется на протяжении многих десятилетий. Наиболее интересным является опыт Германии, Японии, Франции, центральные банки которых используют результаты регулярного мониторинга предприятий для целей рефинансирования нефинансовых предприятий и отслеживания экономической конъюнктуры в реальном секторе.

При всех различиях в целях, формах и инструментах осуществляемого мониторинга предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, выделяются общие задачи, актуальные и для России. Это, прежде всего:

  • оценка системных рисков в банковской системе, возникающих под воздействием структурных сдвигов в реальном секторе экономики;
  • решение практических задач, связанных с основными функциями центрального банка (переучет векселей, рефинансирование и др.)
  • оценка эффективности проводимой денежно-кредитной политики с учетом реального развития общеэкономических процессов как на уровне страны, так и отдельных регионов;
  • анализ и прогноз экономической конъюнктуры на основе оценки финансового положения предприятий, изменения спроса и предложения на микроуровне, формирования на конкретных территориях инвестиционного климата.

Так, в Германии Бундесбанк занимает монопольное положение в части организации мониторинга предприятий. Именно центральный банк этой страны собирает и обрабатывает данные, характеризующие финансовое положение предприятий, публикует аналитическую информацию в сводном виде.

Бундесбанк осуществляет эту работу в основном в целях обеспечения переучета векселей предприятий реального сектора, сферы услуг, а также для целей рефинансирования: дисконтный кредит, ломбардный кредит, операции РЕПО. По закону Бундесбанк покупает только те векселя, которые имеют три “хорошие” подписи, одной из которых является подпись центрального банка.

В Банке Японии мониторинг предприятий нацелен на формирование первичной информации, как фактической, так и оценочной; создание вторичной статистической информации в форме специальных таблиц и индексов, необходимых для экономического анализа, прогнозирования, выработки соответствующей политики и процесса принятия решения.

Работа Банка Франции с предприятиями ведется по двум основным направлениям – котировки и конъюнктура. При этом здесь происходит формирование и постоянное обновление баз данных по:

  • рискам (информация по каждому кредитному учреждению и предприятию, начиная с суммы кредита от 700 тыс. франков);
  • неплатежам по векселям (информация в разрезе предприятий и регионов);
  • предприятиям.

На базе получаемой информации Банк Франции проводит котировки предприятий и их руководителей на основе для всей страны критериев: оборот, структура, неплатежи, банкротства, обращения в суд и др. Проводится синтетический анализ предприятий, характеризующий его финансовое состояние, конкурентоспособность, эффективность управления.

Регулярный мониторинг предприятий, на основе привлечения к этой работе территориальных (главных) управлений Банка России, даст возможность осуществлять анализ и прогнозирование экономических процессов, получая оперативные и независимые оценки изменения экономической конъюнктуры, прогнозирования важнейших пропорций и структурных сдвигов в российской экономике, выявления и устранения узких мест в движении денежных потоков, обслуживающих реальный сектор.

Система мониторинга позволит:

  • сформировать систему оценки платежеспособности предприятий на основе фундаментальных экономических показателей с учетом отраслевой специфики и соблюдения финансовой дисциплины;
  • расширить участие государства в капиталах отдельных банков в целях активизации их работы в реальном секторе;
  • активизировать сектор корпоративных долговых обязательств путем выпуска новых видов ценных бумаг, стимулирующих возможность перелива капиталов с сегмента государственных ценных бумаг в сегмент корпоративных;
  • развитие взаимосвязей банковского и реального секторов экономики на основе использования новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему, накопления и распространения информации о кредитной истории банковских заемщиков.

На региональном уровне анализ экономических процессов поможет:

  • дать прогноз основных тенденций в экономике регионов;
  • оценить состояние инвестиционного климата и спрос на инвестиционные ресурсы;
  • определить пропорции развития реального и финансового секторов региона;
  • оценить ликвидность банковской системы региона с позиции состояния реальных и потенциальных кредитозаемщиков;
  • выяснить потребность в развитии отдельных инструментов регулирования денежно-кредитной политики;
  • отслеживать за изменениями экономической конъюнктуры на отраслевом уровне и отдельных производителей;
  • получить динамические ряды финансового положения предприятий.

Ожидания как со стороны банка, так и первых участников мониторинга связываются прежде всего с расширением регулярного информационного обмена. Так, ГУ ЦБ РФ по Приморскому краю надеется получать ежемесячную информацию от предприятий, руководители которых будут выступать в качестве экспертов в своей отрасли и происходящих в ней изменений; а предприятия будут получать результаты анализа не только на региональном уровне, но и по тем регионам, которые на данном этапе вошли в режим наблюдений Банка России. Такой информационный обмен позволит, с одной стороны, вносить оперативные коррективы в денежно-финансовую политику, а с другой – иметь всегда под рукой происходящие изменения в отраслевой конъюнктуре, финансовом положении дел и инвестиционных процессах.



Добавить комментарий

Войти через соцсети