Хроники крестовых походов (5)

Издательство Сретенского монастыря выпустило четырехтомник «Хроники крестовых походов», его автор – известный историк и православный богослов Александр Леонидович Дворкин. Книга стала уникальным явлением в исторической науке: впервые была осуществлена попытка осмысления крестовых походов, их предыстории и последствий, в период с VII по XV век с точки зрения православия. В июле в студии радио «Радонеж» Илья Сергеев побеседовал с автором в прямом эфире. Мы приводим это интервью в сокращенном виде.

Окончание.
Начало в №10(246),  октябрь 2020

Дворкин Александр Леонидович,
профессор церковной истории и сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

– В то же время крестоносцы несколько раз побеждали основных врагов византийцев – тюрок.

– Да, Первый крестовый поход помог отодвинуть границу Византии вглубь Малой Азии, но это было совместное усилие византийский войск и крестоносцев. С тех пор крестовые походы только мешали, только подрывали силы империи. Тем более что вопреки договоренности и клятве, которую они дали, заняв Антиохию, франки не вернули ее императору, хотя обязаны были. Изгнали оттуда православного патриарха. Так что к заботам императора еще добавилась еще защита своих православных подданных на территории Византии.

Потом, нужно учитывать, что Византия часто действовала дипломатическими способами. И если она воевала с одним эмиром, то поддерживала его соперника и так достигала своих целей. Крестоносцы не разбирали, с кем воевать. Часто они нарушали сложные построения византийской дипломатии, воевали не с тем, с кем нужно было, из-за этого тюркские эмиры объединялись в единую силу и, таким образом, вредили общему делу.

– В Сирии и Палестине крестоносные королевства просуществовали довольно долго.

– Королевство было только одно – Иерусалимское. Там было четыре крестоносных государства. Это Иерусалимское королевство, княжество Антиохия, графство Эдесское, графство Триполийское. Последней крестоносной столицей была Акра, павшая в 1292 году. Иерусалимское королевство было основано завоеванием Иерусалима в 1099 году, то есть крестоносные государства продержались почти 200 лет.

Есть два периода. С 1099 до 1187 – падение Иерусалима, когда Саладин его захватил. Потом был Третий крестовый поход, который возглавил Ричард Львиное Сердце. После первого похода он был единственным, кто добился хотя бы частичного успеха, но ему не удалось взять Иерусалим, хотя он мог бы. Не хватило решимости. Тем не менее он отвоевал узкую прибрежную полосу, которая просуществовала еще около 100 лет до падения Акры и остальных городов, завоеванных в тот же или следующий год, когда мамелюки почти уничтожили следы присутствия крестоносцев в Палестине и Сирии.

– Почему крестоносцы не развили свои государства за 200 лет так, чтобы успешно противостоять мусульманам?

– Крестоносные государства существовали за счет разделения среди мусульман, за счет бесконечных усобиц. В этом причина успеха Первого похода. И тут вклинились франки, которые успели захватить свои территории. Начиная со второго крестового похода каждый монарх западной Европы, восходя на трон, знал, что ему придется доказать верность Церкви и отправиться в крестовый поход. Не все это делали, но очень многие, и надо всеми это висело. Это был плод коллективных усилий всей Западной Европы, но довольно плачевный.

После Четвертого крестового похода все стало хуже, потому что появилась еще латинская империя Романия на Балканском полуострове, и теперь уже папы требовали, чтобы короли помогали также и им. Силы оказались разделены. Большая часть крестоносцев отправилась в Грецию. Там и климат получше, и ехать поближе, и земель побольше. Палестинские государства оказались практически без дополнительной помощи. Спасало и то, что айюбидской династии, которая правила в Египте и Сирии, была выгодна узкая прибрежная полоса в руках крестоносцев, потому что через них шла торговля с Западом. Они все товары вывозили в крестоносные города и благодаря этому понимали, что иметь слабых, раздробленных крестоносцев, которые не представляют опасности, выгоднее, чем нападать на них, лишаться торговых путей и провоцировать новый поход. Это способствовало длительному выживанию второго королевства, да и двух других мини-государств.

Эдесса была потеряна еще в 1144 году. Остались княжество Антиохийское, графство Триполийское и Иерусалимское королевство. Потом начались монгольские нашествия, и это уже отдельная тема, которую я разбираю, потому что монголы едва не уничтожили ислам.

Монгольская армия, которая пришла в Палестину, была преимущественно христианской. Ее возглавлял Хулагу, внук Чингис-хана. А его начальником штаба был христианин Китбука (найман по национальности). В его семье передавалось из уст в уста предание, что они происходят от одного из евангельских волхвов. Он видел своей задачей помогать христианам и уничтожать ислам. Багдад, Алеппо и Дамаск были захвачены монголами. Мусульмане уничтожались, а жизни и имущество христиан оставались неприкосновенными. Но коммуникации были растянуты. Потом монголам пришлось срочно вернуться назад в Каракорум на Великий Курултай, и Китбуга остался а Палестине с неадекватной ситуации армией, всего 2 тумена – 20000 бойцов, из которых половина сидела в гарнизонах в занятых городах. И в этот момент произошла битва с египетскими мамелюками (1260 год, битва при Айн-Джалуте). Одно из решающих сражений в мировой истории. А про него почти никто не знает.

От участия крестоносцев зависела судьба мира. Если бы крестоносцы, при всей их малочисленности, влились в монгольскую армию, то мамелюкам было бы не устоять, и тогда на всем пространстве от Персии и Центральной Азии до Марокко не осталось бы ни одного исламского государства. Мусульмане бы оказались в положении терпимого или даже не очень меньшинства. Вся история была бы другой.

Но крестоносцы предпочли поддержать мамелюков. Такое великое предательство христианства. Монгольская армия была разгромлена. Через 30 лет мамелюки, придя к власти, не собирались более терпеть крестоносцев и сбросили их в море.

Послесловие. Крестовые походы – это жизнь, в которой есть место благородным, героическим поступкам, предательству, корысти – всему. Но главное – когда самое благородное пожелание приложено к неправильной идее, в конце концов получается все намного хуже, и лучше бы оно не начиналось. Довольно странно, что предприятие, которое изначально объявлялось как помощь восточным христианам, страдающим от иноверных захватчиков, превратилось в нетерпимое уничтожение всех, кто думает иначе, молится иначе, выглядит иначе, чем сами воины Христовы. Наверное, такое извращение христианской мысли и есть тот самый грех против Святого Духа, который не простится ни в сем мире, ни в будущем.

 



Добавить комментарий

Войти через соцсети