В самое ближайшее время может начаться война среди рисейлоров – конечных продавцов товаров и услуг для потребителя. Эта война, по большому счету, – продолжение битвы производителей, главным лозунгом которой является борьба за рынок новых цифровых технологий, а если так, то для компании розничной торговли эта борьба станет борьбой за покупателя. Основная конкуренция может развиваться в двух направлениях.


Авторское право цифрового фото

Н а п р а в л е н и е 1. Китай. Это страна с колоссальными потенциалами: бурный экономический рост, низкая стоимость труда, большие природные богатства, мощное национальное самосознание. Всё это на фоне успехов в развитии экономики и промышленности дает основание считаться с Китаем как с самым главным конкурентом. Нам еще кажется, что они вот-вот придут, но они уже давным-давно здесь и приходили они, как всегда, с краев, достигая центра в последнюю очередь. Они уже давным-давно работают на российских территориях, создают интернациональные семьи, развивают и «белый», и «теневой» бизнес. Достаточно одной цифры от нашего Президента Владимира Путина: рост товарооборота с Китаем в 2003 году – 25%, и это только официальные данные, а каков реальный прирост товарооборота с КНР, учитывая последние данные таможенного управления (заявленные в СМИ весной этого года)? Легко предположить, что (на основании такой статистики) около 70% от ввозимых грузов на территорию Дальнего Востока осуществляется «по-серому».

Таким образом, мы легко можем сделать вывод (находясь в самой непосредственной близости со своим добрым соседом), что Китай достаточно хорошо развивался в последнее десятилетие, отвоевывая шаг за шагом сегменты различных отраслей экономики разных стран, в числе которых неминуемо оказывается и Россия.

Однако надо заметить, что китайское присутствие на территории таких мощных государств, как Канада и Америка, власти этих стран не забывали и не забывают активным и достоверным образом контролировать. Как, впрочем, и другие какие бы то ни было влияния на свою экономику, чего, к сожалению, российскими властями в отношении своей страны не делалось. А если так, то китайский бизнес в самое ближайшее время может стать активным участником рынка foto:услуг, цифровых услуг и рекламных услуг во Владивостоке, когда покупателю будет предложен широчайший ассортимент продукции и сервиса по низким ценам.

Если сравнить цены на услуги по печати в Китае и во Владивостоке, то соотношение следующее:

  • печать бытовых фотографий 9х13 во Владивостоке – 4-4.5 руб., в Китае – 1,8-2 руб. (разница в 2 раза);
  • полноцветная широкоформатная печать за 1 м2 во Владивостоке – 1300-1500 руб., в Китае – 13-15 руб. (разница в 10 раз). Таким образом, видно соотношение не в пользу российских цен.

Несомненно, низкие цены в Китае во многом обусловлены не только низкой стоимостью труда, но и использованием дешевых материалов и оборудования, а это связано с удешевлением и нарушением технологий. Однако многим известна разница между китайским ширпотребом и высококачественной продукцией, производимой на юге Китая, отвечающей всем стандартам качества. Другими словами, Китай может работать и дешево, и добротно.

Но учитывая привлекательность цен на ввозимые из Китая «серые» товары, рынок Владивостока в ближайшее время может быть насыщен такого класса продукцией, в числе которой окажутся «серые» цифровые аппараты и аксессуары к ним. Среди них могут быть и откровенные подделки типа пленки «Kadok» (подделка «Kodak»), заправленной в кассету кинонегативом 35 мм вместо фотопленки; батарейки «Durasel» (подделка «Duraсell»); телефоны «Panaphone» и многое другое. А также продукция «ноунеймов» (товары без имени «no name»), которая, учитывая ее дешевизну, находит своего покупателя.

Компании, осуществляющие ввоз такого класса продукции, по прошествии одного года могут иметь серьезные проблемы после продажи такой китайской продукции, потому что проданные ими товары неминуемо будут выходить из строя, и поток покупателей может захлестнуть торговые точки рекламациями и претензиями на брак. Но учитывая, что ввозимый «серый» товар не подкреплен сервисным и гарантийным обслуживанием и что российский бизнес не располагает достойной ремонтной базой и сервисом, можно предсказать нелицеприятную ситуацию для владивостокского foto:бизнеса, когда потребители продаваемой продукции будут выдвигать свои претензии на основании российского законодательства.

Такая ситуация для китайских компаний, успешно продавших партии «серой» и «no name»-продукции, тем самым заработав на проблемах и потерях россиян, на фоне отсутствия производства какой бы то ни было российской продукции, может быть очень выгодна Китаю, который сможет, нанеся первый удар по бизнесу foto:услуг и рекламы, прийти на владивостокский и российский рынок с более качественной и недорогой продукцией и услугами.

Владивостоку уже известны возможности «охотников за лягушками» просачиваться через границы. Они и технологическое оборудование смогут разобрать, «растолкав» его по карманам, на время проглотив гаечки и шестерёнки, дабы пронести его незаметно (без пошлин и сертификации) теми же лягушачьими тропами. После чего они быстро и успешно смогут собрать на своё усмотрение любой станок как для печати foto:графий, так и для печати долларов, а в зависимости от ситуации его модифицировать в самогонный аппарат, в комбайн, трактор или танк (который, может, быстро и не поедет, зато стрелять будет). Исторически сложилось так, что в России во все времена любили иностранцев, а к своим, как водится, (особенно таможня) повёрнуты в лучшем случае в анфас, так что у китайца, кроме прочих дивидендов, есть ещё большие возможности по перевозу и растомаживанию.

На следующем этапе захвата этого сегмента рынка КНР вовсе не обязательно ввозить «Kadok» и «Durasel», потому что китайцы хорошо изучают русский язык и культуру, прекрасно понимают тонкости и слабости русской натуры, что может позволить им осуществлять бизнес на высоком уровне и с более человеческим лицом. Они уже сейчас принимают на работу русских специалистов, тем самым приобретая респектабельность и привлекательность. И, в отличие от российского бизнеса, который, увы, не имеет ни производства, ни каких бы то ни было систем по защите своих интересов, ни даже амбиций, имея одно только желание – обогатиться любой ценой в текущий момент, – китайский бизнес на российских территориях имеет государственную поддержку, мощное производство, глобальные цели и задачи развиваться в будущем.

Н а п р а в л е н и е 2. Мы можем обрести конкурента в самих себе, а именно: российские компании будут конкурировать в отношении друг друга посредством демпинговых цен, отбирая часть прибыли у конкурентов, которые тоже, в свою очередь, снижают цены еще до более низкого уровня, будут отбирать эту прибыль уже у своих конкурентов и т.д. и т.п. И учитывая то, что нынешним фотопредприятиям, всем без исключения, сейчас несладко, потому что «аналог» уже не продают, а «цифру» еще не покупают, можно себе представить агонию одних и одержимость других, когда уместно выражение: «квартира соседа горит, соседа жалко, зато тепло». В борьбе за покупателя в столь непростой для foto:бизнеса период могут пойти в ход, кроме стандартных классических технологий, любые другие – нестандартные и бесчестные системы по оттягиванию клиентов и покупателей, в первую очередь, демпинг.

Ощущения многих foto:предприятий в этот эволюционный момент сродни тому, что испытывали компании грамзаписи, производящие виниловые пластинки на заре появления лазерных компакт-дисков. Поэтому имеет смысл, проводя параллели, использовать опыт прошлых лет, но очевидно одно: если вести борьбу против себя, разрушая собственными усилиями созданные когда-то связи и структуры, то у большинства foto:предприятий слабые перспективы будущего. Одним словом, едва ли имеет смысл раскачивать лодку, используя ценовое оружие. Наша страна еще недавно, 15 лет назад, имела «серые» магазины и убогий сервис, и едва ли кого-то вдохновит перспектива возврата к убогому сервису. Несомненно, конкуренция – один из основных двигателей прогресса и процветания, но только честная конкуренция, при которой возможно воплощение индивидуальности и привлекательности, когда возможны варианты не стандартных, а разнообразных магазинов, магазинчиков, больших и малых торговых сетей, владельцы которых смогли бы позиционировать себя перед покупателями особым образом, необычным привлекательным сервисом и прочими творческими находками, когда покупателю, кроме товаров и услуг, могли быть предложены и успешно проданы новаторские решения, нацеленные на развитие собственных потенциалов, а не на борьбу с «ветряными мельницами».

Бурное развитие цифровых технологий, несмотря на явные преимущества, несет в себе и некоторые издержки. Учитывая простоту при копировании без потери качества данных, неминуемо возникает вопрос о защите авторских прав в области цифровых технологий, к которым относятся и foto:графии.

Несколько способов защиты интеллектуальной и авторской собственности:

С п о с о б 1. Оставлять у себя первоисточник получения цифрового снимка – файл, выполненный цифровым foto:аппаратом. Этот файл содержит в себе, кроме стандартной информации, дающей изображение, служебную информацию, которая представляет собой особую ценность. В этой связи надо напомнить о том, что для защиты от посягательств на авторское право хорошим защитником могут являться фирменные брэндовые производители foto:аппарата, на котором ведется съемка, и носителя, карту памяти. Один и другой имеют так называемые ID, серийные номера от производителя, которые присваиваются каждой единице выпущенной продукции, при идентификации которых может стать известно, когда, кем и где был произведен foto:аппарат или флэш-карта и даже через кого продан.

При получении этих технических параметров в первом созданном файле неминуемо отражаются идентификационные номера foto:аппарата и карты памяти с датой foto:съемки и времени с точностью до секунды. Последние модификации foto:аппаратов отражают место foto:съемки в любой точке земного шара с погрешностью 5 метров через систему GPRS.

Поэтому, если возникнет вопрос авторского права, по сути дела, права на файл с foto:изображением, можно его доказать простым сравнением дат и месторасположения. Этот файл является главным для подтверждения авторства, но при его копировании обязательно необходимо изменить имя и предоставлять копированный файл как общедоступный, в котором служебная информация о нем будет содержать данные, во-первых, вместе с другими параметрами, описанными выше, а, во-вторых, информацию о том, что он был скопирован на компьютере. Вероятность того, что пират, находясь очень часто на другом конце света, может знать о месте, дате, модели foto:аппарата, о номере флэш-карты, отсутствует.

Конечно, если задаться целью выяснить все эти параметры, включая номер карты памяти, номер foto:аппарата, место съемки и дату с точностью до секунды, а также еще найти свидетелей, которые бы это подтвердили, да ко всему прочему изменить данные копированного файла на данные файла первоисточника, конечно, если всем этим озадачиться, – это можно выполнить. Но привлекательность пиратства как раз и состоит в том, что занимающиеся этим мало чем озадачиваются, упрощая себе жизнь посредством простого копирования, а уж если чем-то усложненного, то уж не до такой степени.

С п о с о б 2. Предоставляя копированный файл издательству, провайдеру или кому-либо другому, можно выполнить два простых условия:

  1. Предоставленный файл предложить в более слабом разрешении.
  2. Копированный файл для работы с ним предлагать с небольшим обрезанием рамки краев, когда предлагаемое к работе изображение будет по площади чуть меньше первоисточника. При доказательстве тождества полученного изображения, сравнивая его с первоисточником, достаточно будет просто приложить подрезанный файл к нетронутому первоисточнику, о котором никто не должен знать и едва ли кто-то сможет повторить образованную рамку.

С п о с о б 3. Самый серьезный и надежный. Это способ защиты цифрового изображения посредством специально созданных для защиты программ, так называемых «водяных» цифровых знаков (Water Marcing). Суть его заключается в том, что на цифровое изображение накладывается рисунок, невидимый невооруженным глазом за счет особенностей человеческого зрения. Причем, вы можете сами задать, до какой степени он должен быть невидимым. В этом рисунке скрыта информация о копирайте на снимок. Подделать цифровые водяные знаки невозможно.

Цифровые водяные знаки не исчезают при пересохранении снимка, изменении формата файла, изменении яркости, контрастности и любой другой обработки в компьютерных программах, не вносящих в изображение новых деталей. Они сохраняются даже при печати снимка и последующем его сканировании. Чем менее «невидимые» знаки используются, тем больше их стойкость. При задании максимальной степени видимости никаких изменений на foto:графии невооруженным глазом не обнаруживается.

После печати изображений полиграфическим способом водяные знаки проступают, даже если используется растр для иллюстрированных журналов, не говоря уже о художественных альбомах.

За возможность пользоваться этим способом защиты надо платить фирме Digimarc, только тогда в цифровых водяных знаках будут отражены и ваше имя, и юридические реквизиты, причем компания предоставляет свои услуги первый год бесплатно www.digimarc.com.



Добавить комментарий

Войти через соцсети