«7-4-7» новоизбранного президента Республики Корея

25 февраля 2008 г. пройдет церемония инаугурации победившего в прошлом году на декабрьских выборах президента Республики Корея Ли Мён Пака. То, что Республика Корея является ближайшим соседом России, причем страной, чей вес на международной арене становится все значимее, а ее опыт модернизации экономики и перехода от прямой военной диктатуры к демократическому обществу заслуживает внимания, определяет интерес к данному событию. Как в свое время на рубеже тысячелетий международным сообществом задавался вопрос новоизбранному тогда президенту России: «Кто вы, мистер Путин?», так и в отношении нового президента Республики Корея возникает вопрос: «Кто вы, мистер Ли?»

19 декабря уже навсегда войдет в историю Кореи: в этот день в 1941 году родился будущий президент Республики Корея Ли Мён Пак, и спустя 66 лет именно в этот день он побеждает на президентских выборах. Между этими двумя событиями следует примерная история восхождения по карьерной лестнице. После прохождения учебы в школах разного уровня г. Пхохан (пр. Юж. Кёнсан) будущий президент поступает в столичный университет «Корё» на факультет business administration, по окончании которого в 1965 году устраивается в корпорацию «Хёндэ», и здесь начинается его карьерный рост до главы компании «Hyundai Engineering & Construction».

В 1992 г. Ли Мен Пак уходит с руководящих постов компании и избирается депутатом парламента РК от правящей Либерально-демократической партии, которая во второй половине 90-х годов трансформировалась в Ханнараданъ.

В 1996 году переизбирается вновь депутатом парламента, а в 1998 г. он пытается повторно после неудачи 1995 года стать мэром столицы Южной Кореи. Но затем неожиданно для многих отказывается от участия в выборах мэра Сеула, более того, сдает свой депутатский мандат и уезжает в США.

С конца 1998 г. и по декабрь 1999г. он занимается исследовательской работой в качестве приглашенного специалиста в Университете Джорджа Вашингтона в округе Колумбия, США.

В 2000 г. Ли Мен Пак возвращается на родину, активно включается в политическую жизнь страны и в результате на прямых выборах 2002 г. избирается мэром Сеула. В период работы мэром столицы он проводит сбалансированную политику, направленную, с одной стороны, на улучшение качества жизни всех жителей столицы: создание зеленых рекреационных зон, развитие новых городских районов, улучшение работы городского общественного транспорта.

С другой стороны, направляет усилия на превращение Сеула в международный финансовый центр, на широкое использование информационных технологий в административной сфере (в том числе и так называемое электронное правительство). Результаты этой политики и факт работы в прежнее время на руководящих постах крупной корпорации позволили ему сформировать в сознании многих южнокорейцев образ консервативного реформатора, нацеленного и, самое главное, способного достигать конкретной цели.

Достаточно высокий рейтинг популярности среди населения в целом и поддержка финансово-промышленных групп, являющихся основным донором консервативной политической партии создали благоприятную ситуацию для официального выдвижения 10 мая 2007 года Ли Мен Пака кандидатом в президенты от Ханнараданъ.

В ходе предвыборной кампании он выдвинул так называемый экономический план 7-4-7: Ли пообещал обеспечить 7-процентный ежегодный экономический прирост (по итогам 2007 г. около 4-4.3 %), довести южнокорейский ВНП на душу населения до 40 000 долларов США (2007 г.- около 20000 долларов США) и в течение ближайших 10 лет войти в число семи ведущих экономик мира (сейчас в диапазоне 12-14 места).

    1. Другим ключевым пунктом предвыборной компании стали

три цели развития отношений с Северной Кореей:

  1. Полное ядерное разоружение КНДР;
  2. Открытость (по мнению ряда экспертов, новое южнокорейское правительство может перед Пхеньяном поставить вопросы соблюдения прав человека);
  3. Достижение дохода в расчете на душу населения КНДР 3 тысячи американских долларов.

Особое внимание было уделено укреплению отношений с США в направлении достижения качественно нового уровня стратегического взаимодействия.

В итоге достаточно сложной, но правильно спланированной предвыборной кампании 19 декабря 2007 года Ли Мен Пак одержал уверенную победу в первом туре 17-х президентских выборов как представитель оппозиционной партии Ханнараданъ. Хочется отметить, что сами итоги голосования в этот день не подвергаются какому-нибудь сомнению. Система голосования, подсчета голосов и сама политическая культура южнокорейцев способствовала тому, что выборы в этот день прошли организованно и без каких-либо инцидентов (автор сам был свидетелем высокой политической сознательности и организованности, в частности, сеульцев в день выборов).

Достаточная прозрачность подсчета голосов также была обеспечена интерактивной информационной линией с центральной избирательной комиссией, которую поддерживали практически все информационные агенства РК. Таким образом, после закрытия избирательных участков в режиме on-line можно было наблюдать процесс подсчета голосов и результат можно было видеть уже к концу 19 декабря: вместе с поздравлениями с днем рождения Ли Мен Пак принимал и поздравления с победой на выборах.

Сразу после официального опубликования результатов выборов была создана комиссия по приему президентских полномочий, в рамках деятельности которой в январе нынешнего года еще до вступления в должность президента Ли Мен Пак приступил к реализации своей предвыборной программы, а по мнению некоторых экспертов, и к ее коррекции. В частности, президент сделает уже акцент не на достижении 7-процентного роста как такового, а на улучшении структуры экономики для достижения такого роста.

На первом отчетном заседании комиссии по приему президентских полномочий 13 января 2008 г. была отмечена необходимость в разграничении задач достижения 6-процентного роста в 2008 году и 7-процентного среднего потенциального роста в течение 2008-2012 гг. При этом был сделан упор на реорганизацию экономики с приоритетом создания новых рабочих мест. Таким образом, было отмечено, что, хотя целью новой президентской администрации является по-прежнему достижение 7-процентного, но потенциального роста, реальный экономический рост в период нахождения Ли Мен Пака на посту президента может составить 6 %. Представляется, что сделанная уже после президентских выборов данная корректировка экономических показателей связана, с одной стороны, с изменениями внешнеэкономических факторов.

С другой стороны, возможно предположить, что новое правительство РК хотя бы на первом этапе в вопросе выбора между рыночными методами регулирования экономическими процессами и государственным регулированием сделает первые приоритетными.

15 января данной комиссией были опубликованы основные направления планируемой административной реформы. Реорганизация правительства предусматривает сокращение с 18 до 13 министерств.

    С учетом требования Конституции РК, помимо 13 глав министерств, в правительство будут входить еще два министра без портфеля. Планируется объединить:

  • министерство бюджетного планирования с министерством финансов и экономики;
  • министерство морского и рыбного хозяйства с министерством сельского и лесного хозяйства;
  • министерство информации и связи с министерством торговли;
  • промышленности и энергетики;
  • министерство науки и технологий с министерством образования и подготовки людских ресурсов;
  • министерство по делам женщин и семьи с министерством здравоохранения и социального обеспечения.

Министерству культуры и туризма будут переданы функции Агентства правительственной информации с последующей его ликвидацией. Планы передачи функций министерства по делам воссоединения министерству иностранных дел уже сразу попали под критику как внутри Южной Кореи, так и привлекли внимание международных экспертов.

Одновременно будут ликвидированы два управления на уровне министерств, одно управление при правительстве и пять комитетов. Как следствие, упраздняются должности 11-ти министров и приравненных к ним начальников управлений, восьми заместителей министров, а также 93-х государственных служащих высшего ранга.

В общей сложности в отставку будут отправлены около 7 тысяч госслужащих, а численность госаппарата сократится более чем на 5 %. Приватизация Национальной почтовой службы может привести к тому, что численность государственных служащих в целом сократится на 30 %. Но данные планы должны быть утверждены депутатами Национальной ассамблеи, перевыборы которых пройдут весной этого года.

В русле реализации своей предвыборной программы избранный президентом Ли Мен Пак в январе сделал ряд знаковых шагов, которые могут свидетельствовать об определенных изменениях в подходе к межкорейскому диалогу. Так, при посещении министерства обороны РК Ли заявил о недопустимости смешивания вопросов укрепления обороны и безопасности страны с вопросами межкорейских отношений.

Как отмечалось выше, ликвидация министерства по делам воссоединения многими экспертами также рассматривается как шаг на пути перехода от политики умиротворения Севера, проводимой администрацией Ро Му Хена, к более прагматической политике, нацеленной на достижения конкретных уступок от Пхеньяна и в первую очередь в вопросах глобальной безопасности. И как видно, это будет проходить с одновременным укреплением стратегического партнерства США – Республика Корея.

В свою очередь, администрация США также проявляет активность в этом направлении. Так, 9 января помощник госсекретаря США Кристофер Хилл посетил Комиссию по приему президентских полномочий, а 10 января встретился с избранным президентом Ли Мен Паком. В свою очередь, президент США 7 января выразил надежду на то, что Конгресс США не будет затягивать с ратификацией соглашения о свободной торговле с Республикой Корея, подписанного 2 апреля 2007 г.

14 января Ли Мен Пак посетил штаб объединенных сил Республики Корея и США, где провел встречу с главнокомандующим генералом Баруэлом Беллом. До этого было сделано заявление представителя министерства обороны США о том, что согласованный в июне 2007 г. план передачи Сеулу оперативного контроля над южнокорейскими войсками в военное время не может быть пересмотрен. Реализация данного плана должна завершиться 17 апреля 2012 г. Также во второй половине января с.г. будет завершено размещение на авиабазе Кунсан 20 модернизированных истребителей F-16 в ходе плановой ротации авиатехники.

Обращает на себя внимание и заявление госсекретаря США Кондализы Райс о намерении принять участие в церемонии инаугурации нового президента Республики Корея Ли Мен Пака. На фоне данной активности направление спецпосланников новоизбранного президента в Пекин, Токио, Вашингтон и Москву выглядит протокольным мероприятием.

Но на пути к посту президента страны и реализации вышеуказанных планов Ли Мен Паку предстоит преодолеть еще одно, может быть, последнее препятствие.

Это связано с тем, что еще 17 декабря 2007 года депутаты Национальной ассамблеи Республики Корея приняли решение начать независимое расследование о причастности тогда кандидата в президенты Ли Мен Пака к финансовому скандалу, касающемуся бывшей инвестиционной компании ВВК, а Конституционный суд Республики Корея принял 10 января с.г. решение о соответствии Основному закону страны назначения специального прокурора для проведения независимого расследования обстоятельств по данному делу, в которое оказался вовлечен новоизбранный на тот момент президент. Хотя в начале декабря 2007 года перед президентскими выборами следственная группа прокуратуры Центрального административного округа Сеула, расследовавшая ранее это дело, уже сняла с Ли все обвинения в незаконной финансовой деятельности. И как было отмечено выше, итоги голосования от 19 декабря 2007 года никто не подвергает сомнению.

После этого судебного решения администрация действующего президента и политические партии РК, включая Ханнараданъ, официально заявили об уважении мнения Конституционного суда. В свою очередь специальный прокурор выразил намерение доложить результаты расследования за три дня до инаугурации, т.е. 22 февраля. В ходе расследования высока вероятность допроса самого Ли Мен Пака, проведения его очной ставки с его бывшим деловым партнером, экстрадированным в прошлом году из США. В рамках данного расследования уже 18 января прошли выемки финансовой документации в офисах фармацевтической компании «Хандок», Digital Media City, корейско-германском исследовательском центре.

По мнению международных экспертов, выводы независимого расследования могут быть в пользу избранного президента и если до 25 февраля у специального прокурора не будет достаточных оснований к привлечению Ли Мен Пака к ответственности, то отмены результатов выборов не будет.

После инаугурации он получит иммунитет от судебного преследования и сможет приступить к реализации своей амбициозной экономической программы «7-4-7». В случае достижения положительных результатов данный порядок цифр для южнокорейцев может стать символом экономического роста, как для американцев символом экономического и технологического прогресса является цифра 747, но уже в сочетании с корпорацией Bouing.

Саммит АТЭС, который в 2012 г. будет принимать у себя Россия, по историческим меркам достаточно близкая перспектива. И с большой долей вероятности можно предположить, что уже сегодня можно увидеть основные черты политического портрета человека, который будет представлять Республику Корея на саммите во Владивостоке.

Е.А. Русецкий

 


Материал подготовлен по интернет изданиям: Infokorea, kbs world, Сеульский вестник, доклад OECD

 



Добавить комментарий

Войти через соцсети