В автослесари пойду – пусть меня научат?
Похоже, в данной интерпретации строчка из знаменитого стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?» уже не актуальна. Престиж рабочих профессий за последние годы сильно упал, молодежь не нацелена на работу руками, а советская система качественного профтехобразования, готовившая специалистов для реального сектора экономики, по сути, развалилась. Эксперты предупреждают: проблема кадрового голода приобретает массовый, хронический характер и совсем скоро стране будет не хватать примерно миллиона рабочих рук ежегодно. Какова картина на приморском рынке ремонта автотранспорта, в чем причина сложившейся ситуации и как на нее можно повлиять, в интервью «КД» рассказал генеральный директор ООО «ЦРТ-Автосервис» Алексей Ермаков.
– Алексей Борисович, вашему предприятию не хватает рабочих рук?
– Не просто не хватает – компании края испытывают действительно очень серьезный кадровый голод, у нас нет притока «свежей крови», причем не только молодежи, но и опытных специалистов со стажем. Сейчас все меньше людей, желающих работать и головой, и руками, а профессия автомеханика требует именно такого подхода. Тенденция очевидная: народ идет зарабатывать деньги либо в IT, что в современном мире, бесспорно, нужно и важно, но с учетом сегодняшнего количества специалистов здесь уже наблюдается переизбыток, как раньше был излишек юристов и бухгалтеров, либо в сферу обслуживания/торговли (точки фастфуда, магазины «нагревательных систем табака», кофейни и пр., где не нужны особые навыки работы и можно поставить любую девочку-студентку), желая работать с минимумом трудозатрат на обучение и развитие, пускай и с меньшим уровнем дохода.
– Как, на ваш взгляд, можно решить проблему кадрового дефицита?
– Конечно, мы, предприниматели, владельцы малого бизнеса самостоятельно с этой проблемой справиться не в состоянии – у нас нет требуемых административных ресурсов и рычагов. Я бы хотел обратиться к государственным органам, чтобы проводилась какая-то системная и целенаправленная информационная политика, направленная на повышение в обществе престижа рабочих профессий, чтобы молодежь понимала: работать руками интересно, почетно и даже очень выгодно. Это должно быть четкой установкой: вы занимаетесь серьезным делом, это вам не кривляние в Инстаграме или ТикТоке, а труд, достойный уважения и хорошего вознаграждения. Вы сначала научитесь те же автомобили ремонтировать на высоком профессиональном уровне, приобретите авторитет в компетентных кругах, а потом, если останется время и желание, делитесь лайфхаками с благодарной аудиторией в пабликах, записывайте видеоинструкции. Как я уже сказал, я не против социальных сетей, там можно найти много полезной информации, особенно если страницы ведут опытные профессионалы, но это не значит, что все поголовно должны становиться блогерами и уходить в интернет-среду. Также необходимо обязательно разрабатывать и внедрять специальные образовательные программы, организовывать бесплатные курсы для людей, желающих работать руками, привлекать представителей работающего сектора, практиков, которые могли бы показать реальную обстановку на рынке.
– Как бы вы охарактеризовали современную молодежь, выпускников профильных колледжей и вузов?
– Молодежь пошла инфантильная: ей хочется все и сразу, а долго, вдумчиво и ответственно учиться никто не желает. Чтобы как-то переломить ситуацию, нужно повышать сознательность самих граждан, воздействовать на родителей, которые должны правильно воспитывать своих детей, мотивировать их на получение рабочих специальностей, которые сейчас не пользуются популярностью. Выпускники профильных учебных заведений должны честно и объективно оценивать свои знания, навыки и профессиональные возможности. А они у ребят оптимизма не внушают при несоразмерном уровне ожиданий от зарплаты. Все как под копирку приходили с завышенными запросами, хотя должны понимать, что тот уровень компетенций, который они вынесли из училища или колледжа, в силу объективных причин в данный момент ничего не стоит. Молодые люди не могут ответить на элементарные вопросы, и я им вполне справедливо говорил: я буду вас учить и даже готов за это еще и платить. Но молодежь ведь желает сразу, со старта, получать вознаграждение на уровне опытного квалифицированного мастера, а какие деньги они попросят завтра? Извините, так не бывает.
– А вы готовы в принципе обучить молодого специалиста, пришедшего в автосервис без опыта работы?
– Конечно, но только при условии, если он сам этого захочет. Еще 5-7 лет назад очередь выстраивалась, мы в день по 3-4 собеседования с кандидатами проводили. И подобная ситуация характерна и для других, более крупных автосервисов. А работать все равно некому. Мы готовы приставить к молодому специалисту опытного автомеханика со стажем, который обучит его всем тонкостям и нюансам своего ремесла, в прямом смысле вручит ключи от профессии. Добро пожаловать, ждем! Но учить пока некого…