Сколько стоит надежность?
Практически каждому дальневосточнику приходилось участвовать в процессе выбора и приобретения автомобиля или спецтехники, у каждого есть свои секреты и методы. Однако многие ли люди пользуются при этом понятием «совокупная стоимость владения», объединяющим в себе ряд позиций, среди которых – стоимость покупки, эксплуатации и обслуживания? О сервисе спецтехники, а также о том, почему появление технических неисправностей проще и дешевле предупредить, чем исправлять по факту в авральном режиме, в интервью «КД» рассказал коммерческий директор ООО «ПРК Восток» Павел Маркевич.
– Павел Иванович, на каких принципах строится техническое обслуживание спецтехники в вашей компании?
– Для начала хочу подчеркнуть, что у истоков сервисной службы стояли люди, ранее руководившие инженерными направлениями в крупных стратегически значимых предприятиях, поэтому изначально все было организовано методически грамотно и с умом.
Чаще всего пользователи спецтехники осуществляют ремонт по принципу «скорая техническая помощь», что приводит к остановке бизнес-процессов и, как следствие, существенным убыткам. В результате приходится искать компанию, которая сможет приехать мгновенно, но при этом вопросы качества и стоимости проводимых работ уходят на второй план. Чтобы такого не происходило, мы предлагаем пользоваться планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, которая обеспечивает своевременное устранение причин возникновения неисправностей, сокращает расход запасных деталей и объем ремонтных работ.
– В чем суть этой системы?
– Планово-предупредительная система ремонта заключается в том, что для конкретной продукции устанавливается минимальный межремонтный срок эксплуатации. По истечении этого срока техника подвергается тщательному техосмотру с целью установить действительную потребность в ремонте. В случае отсутствия необходимости в ремонте, техника допускается к дальнейшей эксплуатации на определенный срок. Процедура регулярно повторяется, пока оценочная комиссия не выявит потребность в ремонте.
При планово-предупредительной системе предусматривается ремонт трех видов: текущий, средний и капитальный. В частности, текущий ремонт производится только по потребности и заключается в устранении неисправностей, вызываемых естественным износом, а также недоброкачественной эксплуатацией. Данную систему можно апробировать на примере поставляемой нами техники, после чего распространить ее на остальной парк оборудования. Это позволит клиентам прогнозировать расходы и не терять прибыль из-за простоя техники.
– Имеет ли смысл приобретать б/у спецтехнику при условии обслуживания по планово-предупредительной системе?
– Тяжело избавиться от искушения приобрести технику за 30-70% от стоимости новой единицы. Вынужден разочаровать: покупка б/у техники, как и различные вариации удешевленной техники, ввозимой с внутреннего рынка Китая, – это добровольное решение сыграть в рулетку, где на кону деньги компании.
– На что вы рекомендуете обратить внимание при выборе спецтехники с позиции долгосрочной эксплуатации?
– Прежде всего, важны дилер и марка, которую он представляет: они определяют доступность запчастей на технику в вашем регионе. Поинтересуйтесь ситуацией на рынке заблаговременно, чтобы не столкнуться с длительной поставкой деталей или невозможностью обслужить технику.
Многие соблазняются на недорогую б/у технику, которая мало находилась в эксплуатации. Здесь подводным камнем является характер ее содержания во время простоя. Интенсивно использующееся оборудование подлежит регулярной смазке рабочих узлов и контролю над их состоянием. Если же машина долго стояла на улице под воздействием неблагоприятной погоды, то, скорее всего, она потребует капитального ремонта. Если вы все-таки решились на приобретение б/у погрузчика, скажем, японского происхождения, в течение последующих нескольких лет вы по стоимости быстро догоните новый погрузчик за счет замен запасных частей и ремонтов, особенно в случае возникновения серьезных поломок.
Восстановление б/у техники в России, как правило, осуществляется с применением китайских комплектующих, поэтому японского в погрузчике остается немного: ходовка, гидравлика, РТИ, батарея, все – производства КНР.
Новая техника не попадает в зону подобного риска, т.к. покупка сопровождается гарантией и репутацией дистрибьютора. Ну а в случае с дешевыми вариантами новой техники нашими специалистами было выявлено порядка 10 наиболее проблемных узлов и элементов, которые становятся источником головной боли и регулярных затрат для их владельцев. Не стоит забывать, для кого и для чего были выпущены подобные дешевые комплектации: максимально упрощенные модели работают на внутреннем рынке Китая, в более мягком климате, часто используются под какой-либо краткосрочный проект и т.д. В России же технику приобретают всерьез и надолго, например средний срок эксплуатации наших погрузчиков превышает 9 лет, после чего она меняется по нашей программе трейд-ин или продается на вторичном рынке.