Рынок ГСМ в Приморье: остаться в живых
Ситуация на топливном рынке региона продолжает оставаться сложной и непредсказуемой – с одной стороны, крупные игроки диктуют собственную ценовую политику, с другой, государство ставит жесткие условия налогообложения. За счет чего в этом актуальном для Приморья бизнесе выживают местные трейдеры, есть ли у него перспективы и как избежать сделок с фирмами-однодневками, в интервью «Клубу Директоров» рассказал директор топливно-энергетической компании «МехВладСнаб» Максим Плотников.
– Максим Витальевич, конечный потребитель всегда заинтересован в качестве продукта, за который он платит деньги – как распознать недобросовестных трейдеров?
– Прежде всего необходимо обращать внимание на компании, которые не имеют собственного автопарка, базы, склада и офиса. Это однозначно «пустышки», фирмы-однодневки, которые гонятся исключительно за сиюминутной прибылью и не несут ни малейшей ответственности за качество ГСМ. Они даже могут сделать красочный суперсайт с заманчивыми ценовыми предложениями, при этом без зазрения совести продать «левое» топливо. Схема следующая: клиент приезжает по указанному адресу, получает обещанные бензин или дизель, которые не отвечают никаким стандартам качества, а зачастую оказываются просто разбавленными или произведенными подпольно. Речь идет о так называемых компаниях-прокладках, имеющих одну цель – пропускание через себя разового финансового потока без ведения реальной деятельности. В итоге страдает потребитель, и претензии предъявлять, по сути, некому. Также рынок буквально захлестнула волна контрафактной продукции, которая была вызвана недавним коллапсом, когда оптовая цена превышала розничную. Сегодня в этом плане ситуация стабилизировалась, но контрафакт остался.
– За счет каких инструментов и ресурсов обеспечивается качество поставляемого вами топлива, какие ваши основные конкурентные преимущества?
– Мы работаем на рынке с 2010 года, и качество нашего топлива гарантируется многолетними партнерскими отношениями с надежными, проверенными поставщиками и соответствует всем существующим стандартам. За эти годы у нас сформировалась обширная клиентская сеть – это лояльные и преданные компании потребители, которые нам доверяют, и мы полностью это доверие оправдываем. Мы предлагаем честную демократичную цену, предоставляем гибкую систему скидок и длительную рассрочку платежей, всегда идем навстречу и учитываем сегодняшнее финансовое состояние клиентов. Таким образом, стараемся поддерживать малый бизнес и обеспечивать его потребности в качественном топливе по доступной стоимости.
– Как удается удерживать цену на топливо в разумных рамках?
– Как я уже сказал, мы работаем напрямую с крупными поставщиками – РГМК, Роснефтью, Дилмасом, являемся их официальными представителями, поэтому реализуем нефтепродукты без посредников, с минимальной накруткой. Также важно, что компания «МехВладСнаб» располагает собственными производственными и логистическими ресурсами: у нас есть своя нефтебаза, складские помещения, завод, автомобильная техника, комфортный офис и даже железнодорожный тупик. Но главное – есть имя и авторитет на рынке, а это действительно дорогого стоит.
– Прошедшие по Приморью тайфуны и ливневые дожди повлияли на стоимость ГСМ?
– Да, причем довольно существенно: от паводков сильно пострадали и понесли серьезные убытки фермерские и колхозные хозяйства. Они получают определенные дотации от государства, которые должны освоить в начале года, соответственно, и топливо закупают в это время. Сейчас часть урожая безвозвратно пропала, запасы ГСМ оказались невостребованными, а топливо упало в цене в среднем на пять рублей. Поэтому многие местные фермеры оказались в тяжелой финансовой ситуации и вынуждены продавать уже приобретенные нефтепродукты себе в убыток.
– Как вы оцениваете состояние топливного рынка Приморья, насколько трудно в нем выживать сегодня?
– Если честно, то после 2017 года стала абсолютно непредсказуемой ценовая политика. Раньше мы могли прогнозировать рост стоимости нефтепродуктов в зависимости от объективных факторов. К примеру, мы знали, когда следует ожидать увеличения цены на бензин, т.к. в июне-июле ряд заводов вставал на промывку и очистку. Соответственно, мы были готовы и закупались заранее. Запасы керосина делали в сентябре, потому что к началу отопительного сезона его стоимость вырастала на несколько рублей. Сегодня эти факторы вообще не работают. В принципе, на местном рынке топливо покупать выгоднее, чем на бирже, учитывая временные затраты и логистические расходы. Но крупные игроки порой не дают нужных объемов и устанавливают цену самостоятельно, в зависимости от каких-то внутриполитических причин и конфликтов интересов.
Доходы сегодня упали до критического уровня, многие трейдеры обанкротились, многие приняли сознательное решение уйти, не выдержали такой ценовой политики. Поэтому ситуацию на топливном рынке Приморья я бы назвал совершенно непредсказуемой, а его перспективы – туманными. Но мы пока держимся, находимся в режиме ожидания и надеемся на улучшение ситуации.
Продолжение следует