Очевидный тупик общества потребления

Конечно, раньше и деревья были большими, и трава зеленее, но есть факты объективной реальности, с которыми трудно спорить. Варварские законы общества потребления и погоня за быстрой прибылью заставляют производителей делать товары низкого качества, чтобы они как можно скорее выходили из строя и покупателям приходилось бы все время покупать новые. Особенно наглядно это прослеживается на примере автомобилестроения, которое сегодня не подразумевает долгой эксплуатации выпускаемой продукции. Насколько сильно пострадало качество железных коней за последние 15 лет и к чему это приводит, в интервью «КД» рассказал генеральный директор ООО «ЦРТ-Автосервис» Алексей Ермаков.

– Алексей Борисович, что же произошло на этом рынке, каковы тенденции современного автомобилестроения?

– Дело в том, что ориентировочно до 2005 года автомобильная промышленность как таковая создавалась инженерами – машины, механизмы и детали производились технически грамотными людьми, профессионалами своего дела. А последние 15 лет мировой автопром отдан на откуп маркетологам, которые заинтересованы исключительно в извлечении прибыли. Они нацелены только на то, чтобы любое техническое устройство отработало заявленный срок службы и пришло в негодное для дальнейшей эксплуатации состояние. Таким образом создается искусственная покупательская потребность в приобретении новой вещи, в частности автомобиля. Поэтому, несмотря на все технические усовершенствования, такие как круиз и климат-контроль, GPS-навигация и прочие компьютерные «примочки», сама машина длительной радости автовладельцу не доставит. Основные ее части – кузов, двигатель, трансмиссия – становятся крайне хрупкими, тонкими и ненадежными. И абсолютно непригодными к ремонту. Если раньше тот же двигатель можно было спокойно отремонтировать, расточить цилиндры, то сейчас стенки их настолько тонкие, что остается только один выход – выкинуть на свалку. Можно купить новый блок цилиндров или двигатель в сборе, но его стоимость будет сопоставима с ценой подержанного авто той же марки.

– Насколько, по вашей оценке, сократился срок эксплуатации?

– Однозначно в несколько раз! Судите сами: автомобиль выпуска 1980 года при должном и бережном уходе мог спокойно прослужить 30 лет, а новая модель в лучшем случае проездит лет 15. Дальнейший ее путь один – в утиль. Причем данная тенденция характерна абсолютно для всех производителей. Откуда она берет свое начало, трудно сказать, но я подозреваю, что истоки этого явления следует искать в Европе и Америке. Не знаю, кому отдать первенство, но то, что ветер дует с той стороны – факт. Позже подключилась Азия, которая пошла ровно той же дорогой, поэтому пресловутое немецкое и японское качество сегодня ничего не значит, оно уже в прошлом, это пшик, мыльный пузырь. Если взять Toyota Corona 1990 и 2010 годов выпуска, то в плане используемых материалов и долговечности это будут, как говорится, две огромные разницы. Там, где раньше стояло три полноценных металлических болта, сегодня – две дешевые пластиковые клепки и ничего, кроме разочарований.

– А что касается модных сегодня электромобилей – они действительно настолько экологичны, как заявляют производители?

– Это всего лишь громкие лозунги, никакой борьбой за экологию здесь и не пахнет. Когда говорят, что электромобили – экологически чистый транспорт, остается только улыбаться. Давайте не будем обманывать сами себя – любая электроэнергия вырабатывается за счет сжигания углеводородов. Что касается их производства, то расскажите работникам металлургических заводов, насколько экологична технология изготовления силовых элементов из никеля, магния и лития. Если взять дизельные двигатели, то установленные там фильтры действительно снижают вредные выбросы, но как только автомобиль выезжает за город, сажа выбрасывается в атмосферу усиленном режиме. При этом запланированное устаревание товаров приводит не только к повышенному потреблению сырья и энергии в целом, но и создает огромный поток отходов, которые перерабатывать до сих пор никто толком не умеет и не хочет, что грозит вполне реальной экологической катастрофой. Все эти тенденции сохранятся, ведь никому не выгодно возвращаться к производству качественных автомобилей, все сводится к тому, чтобы они отработали гарантийные 100 тыс. километров, а на 10001-м сошли с дистанции во всех смыслах. Это заветная мечта любого маркетолога.

– Давайте перейдем от глобальных тенденций к проблемам дня сегодняшнего – какое влияние оказала на ваш бизнес пандемия новой коронавирусной инфекции?

– Самое что ни на есть негативное. С одной стороны, изменение форматов работы наших клиентов, переход на удаленку, для многих потеря источников дохода снизили потребности в использовании и ремонте автомобильного транспорта и общий уровень благосостояния. С другой – рост курса доллара вынуждает нас поднимать цены на запчасти, комплектующие, масла и технические жидкости. Все это ни к чему хорошему не приводит, а декларируемая государством поддержка малого и среднего бизнеса остается только на словах и бумаге – никакой реальной поддержки от властей мы, к сожалению, не видим.



Добавить комментарий

Войти через соцсети