Глубинных дел мастера

Если вы полагаете, что карты морских глубин являются какой-то постоянной константой, исследованы до мельчайших деталей и читаются как открытая книга, то глубоко ошибаетесь. Перспективы для возведения различных гидрографических сооружений, освоения водных территорий и развития новых маршрутов судоходства у человечества огромные, а на дне океана осталось еще немало белых пятен, которые необходимо «заполнить». Эту сложную, комплексную и многоуровневую задачу можно доверить только квалифицированным и опытным профессионалам. Зачем нужны гидрографические работы по промерам глубин, какие основные задачи они решают и при помощи какого оборудования проводятся, «Клубу Директоров» рассказал начальник отела геодезических изысканий ООО «Фактор-Гео» Антон Игоревич Тимошин.

На службе у судоходства

Казалось бы, основные судоходные пути, акватории портов, причалов давно изучены. Тем не менее и сегодня существует потребность в постоянной корректуре глубин и их контроле. Все морские карты, любые навигационные пособия периодически пересматриваются, и в них вносятся более точные сведения. Для любого судоходства – речного или морского – одной из значимых задач является составление, периодическое обновление и замена карт глубин.

Таким образом, гидрографические исследования стали сегодня неотъемлемой частью и проектно-изыскательных работ, и ежегодных обследований, и составления паспорта гидротехнических сооружений. Промерные работы – это комплекс действий, направленных на получение информации для составления либо замены существующих карт глубин. Промеры глубин производятся для выявления рельефа дна и препятствий для судоходства (мелей, осередков, камней, карчей и пр.).

Кроме того, в ряде случаев промеры производят для изучения русловых процессов (на перекатах и т.п.), а также для определения объемов земляных, бетонных и других работ, необходимых при возведении плотин и других водных сооружений.

В фарватере безопасной навигации

Основные задачи, которые решают промерные работы:

  • определение характера донного грунта и общего рельефа дна;
  • выявление состояния габаритов судоходных объектов морских путей (каналов, фарватеров, рейдов, портовых акваторий) для информации судоводителей;
  • выявление навигационных опасностей или удобных зон для подхода к причалу;
  • обследование фарватеров, якорных мест и гаваней;
  • уточнение и корректировка достоверности навигационных карт;
  • определение объемов планируемых и выполненных дноуглубительных работ;
  • выявление величины и интенсивности заносимости судоходных объектов морских путей;
  • обеспечение объектов дноуглубительных работ плановой разбивкой и закреплением на местности границ участков работ с заданной проектной точностью;
  • обеспечение объектов дноуглубительных работ промерными материалами;
  • контроль над состоянием отвалов грунта и подходных путей к ним;
  • контроль над качеством работы земснарядов.

Также гидрографические исследования нужны для проверки соответствия ГТС проектным нормам, для выявления изменения глубин, что часто происходит из-за размывов, интенсивной работы судовых винтов или ремонтного черпания в акватории портов и причалов.

Всевидящее донное око

Промерные работы осуществляются при помощи одно- и многолучевых гидрографических эхолотов, а также с использованием гидролокаторов бокового обзора.

Гидрографический эхолот – это оборудование, обладающее высокой степенью точности измерения. Частоты эхолота позволяют точно определить текущую глубину, а также тип и плотность донного рельефа и грунта. Новейшие модели эхолотов оснащены программным обеспечением, что значительно повышает и скорость, и качество работы.

Гидролокатор бокового обзора (ГБО) – один из наиболее известных и эффективных инструментов для подводных исследований, который предназначен для поиска различных объектов на дне и в толще воды. ГБО являются идеальным средством для обследования портовых зон в рамках мероприятий по обеспечению безопасности, обследования внутренних вод (рек, каналов, озер), проведения поисковых и спасательных операций.

Главным достоинством ГБО является возможность получения в реальном времени высококачественного акустического изображения дна на большой площади практически на любой глубине и в любых водоемах. По результатам инженерно-гидрографических работ составляется отчетный план в соответствии с действующими условными знаками на бумажном носителе и в электронном виде, составляются продольные профили, а также отчет о произведенных инженерно-гидрографических работах, состоящий из текстовой и графической части. При необходимости подготавливается 3D-модель исследуемого водного объекта.



Добавить комментарий

Войти через соцсети