Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание

Новый объект интеллектуальных прав - географическое указание

Опубликован закон, который вводит новый объект интеллектуальных прав – географическое указание. В настоящее время перечень охраняемых законом объектов интеллектуальной собственности является исчерпывающим и включает в себя произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; базы данных; фонограммы; изобретения; промышленные образцы; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки; наименования мест происхождения товаров и некоторые другие.

Географическое указание – это обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, его качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с местом его географического происхождения.

Данный объект интеллектуальных прав можно спутать с наименованием места происхождения товара (НМПТ). Под последним подразумевают обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от него и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Отличие этих понятий друг от друга заключается в том, что в случае с НМПТ в месте происхождения товара должны осуществляться все стадии производства, существенно влияющие на формирование особых свойств товара, а при географическом указании должна проводиться хотя бы одна из стадий производства товара, которая существенно влияет на формирование его характеристик.

В качестве примеров товаров с географическим указанием можно привести байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы. Эти товары добываются по их месту происхождения, но переработка может осуществляться вне данных территорий.

Примерами же НМПТ являются «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник». Уникальность данных товаров обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями. Важно, что все стадии производства данных товаров осуществляются на указанной территории.

Государственная регистрация географического указания

Географическое указание подлежит обязательной госрегистрации. Для ее прохождения необходимо подать соответствующую заявку в Роспатент. В ней должно быть отражено следующее: товар, его характеристики, описание способа производства и другие данные. К заявке необходимо приложить документы, подтверждающие все указанные сведения, и то, что заявитель производит соответствующий товар.

Географическое указание может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству страны происхождения товара.

Результатом государственной регистрации является внесение в Государственный реестр указаний и наименований сведений о географическом указании, лице или лицах, обладающих исключительным правом на географическое указание и (или) правом его использования, указание и описание характеристик товара, для индивидуализации которого оно зарегистрировано, и другие. Также после государственной регистрации выдается свидетельство, подтверждающее исключительное право на географическое указание.

Не допускается государственная регистрация в качестве географического указания обозначение:

  1. которое стало обозначением, вошедшим в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства;
  2. зарегистрированное в качестве географического указания в отношении товара того же вида;
  3. способное ввести потребителя в заблуждение относительно товара и его изготовителя.

Срок исключительного права на географическое указание

Исключительное право на географическое указание действует в течение десяти лет со дня подачи заявки. Срок действия исключительного права на географическое указание может быть продлен по заявлению правообладателя. Такое заявление подается в течение последнего года его действия. Срок действия исключительного права продлевается каждый раз на десять лет.

Таким образом, вносимые в Гражданский кодекс изменения, предоставят производителям товаров возможность идентифицировать свои продукты с помощью нового средства индивидуализации – географического указания. Данная новелла вступает в силу 27 июля 2020 года.



Добавить комментарий

Войти через соцсети