Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Депортамент международного сотрудничества, регионального развития и инвестиций
22-10-19



Проектное пространство Приморского края включает в себя группу МЕЖДУНАРОДНЫХ проектов, в которую входят проекты "старого" и "нового" зарубежья. Маркетинг рынка международных проектов, действующих на территории Приморского края, продемонстрировал свою ограниченность, и, несмотря на наличие специальных ВУЗовских кафедр и отделений ДВО РАН по мировой экономике, системную неорганизованость. Именно поэтому, размышляя над формулировками целей и задач регионального развития, главный специалист Комитета регионального развития Сусликов А.А., будучи директором проекта "Международные проекты - каналы ресурсных коммуникаций и пространства регионального развития", проанализировал опыт реализации на территории Приморского края известного, но почти забытого международного проекта СЭЗ "Находка". Уверен в том, что этот анализ может представлять интерес для читателей журнала и, возможно, для специалистов-международников.


СЭЗ "НАХОДКА"...УПУЩЕНННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ


Рис 1. Проблемы и Цели реализации Специальной Экономической зоны (СЭЗ)
Рис 1. Проблемы и Цели реализации Специальной Экономической зоны (СЭЗ)

Три ключевые проблемы, решение которых было возможно в случае реализации проекта СЭЗ "Находка", представлены на рис.1.

Cледует отметить, что одной из особенностей СЭЗ является тот факт, что применяемые во многих подобных свободных экономических зонах организационные технологии, экономические регуляторы и инструменты, социальные механизмы и другие специальные режимы не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима хозяйствующих субъектов СЭЗ, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Примечание: "Специальная экономическая зона - это компактная, относительно локализованная территория, на которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования осуществляется на отличных от национальных условиях, ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО". Отличные от национальных условия подразумевают предоставление таможенных, налоговых и иных льгот хозяйственным субъектам, зарегистрированным на территории СЭЗ.

На рис. 2 в ретроспективе представлен жизненный путь (цикл) международного проекта СЭЗ "Находка" с комментариями по поводам и причинам траектории эффективности зоны.

Свободная Экономическая Зона "Находка", образованная в 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР, была призвана, подобно аналогичным структурам в других странах, обеспечить экономический рост на территории Приморского края, в том числе расширение налогооблагаемой базы Приморского края и увеличение сборов с неё, за счет создания привлекательного режима для инвестиций и производства. Для этого было предусмотрено выделение участникам необходимых минимальных льгот, создание соответствующей законодательной базы для обеспечения деятельности свободных экономических зон.

Однако все это время работа СЭЗ "Находка" в отличие от двух других российских зон (Калининградской и Магаданской СЭЗ, по которым отдельно были приняты федеральные законы) развивалась в противоречии с основными законами РФ, в частности с таможенным и налоговым кодексами. Соответственно, никакого особого режима на территории СЭЗ "Находка" создано не было, и вся ее деятельность осуществлялась только на федеральных кредитах Правительства РФ.

Экономический рост СЭЗ "Находка" имел два пика на протяжении 1990-1995 гг. и характеризовался тем, что все это время развитие осуществлялось на основе федерального налогового кредита, а также таможенных и налоговых льгот, разрешенных предприятиям территории СЭЗ "Находка" на протяжении 1 года. Первый пик результативности завершился вполне резонным объяснением - отменой обеих льгот. При этом они были не просто отменены, но и взысканы задним числом с участников СЭЗ в федеральный бюджет. Таким образом, наиболее серьезные инвесторы, пришедшие в СЭЗ "Находка" из Гонконга, Японии, Республики Корея, после таких действий нашего государства свернули свой бизнес и направили средства и свой интерес в соседние страны.

Рис 3. Объем федерального кредита в СЭЗ
Рис 3. Объем федерального кредита в СЭЗ

Второй пик результативности (рис. 2) вызван продолжающимся предоставлением федерального налогового кредита, максимум объема которого пришелся на вторую половину 1995 г. (рис.3) и был направлен на увеличение финансирования объектов инфраструктуры.

Последовавший после 1995 г. затяжной спад был спровоцирован невыполнением обязательств со стороны российского государства в сфере выделения федерального кредита. Отсутствие финансирования и неопределенная позиция Правительства по проекту РКИК (Российско-Корейский Индустриальный Комплекс), а также затягивание вопроса с Законом о СЭЗ стало еще одним подтверждением низкого качества социокультурного проектирования со стороны государства, неосвоенности технологий проектного менеджмента на территории Приморского края и недостаточно синхронизированной политики АК СЭЗ "Находка", муниципального образования г. Находка и субъекта Федерации Приморский край.

Вывод: апелляция к негативному опыту СЭЗ «Находка» и СЭЗ России не обоснована.

В поддержку эффективности СЭЗ на территории Приморского края из истории существования СЭЗ "Находка" можно привести следующие факты:

  1. За время предоставления таможенных и налоговых льгот (на протяжении 1 года) уровень экспорта предприятий вырос в 7,4, а уровень импорта в 7,6 раза. После отмены льгот и взимания их задним числом уровень экспорта предприятий упал в 5 раз, а уровень импорта - в 1,6 раза.
  2. После отмены льгот количество ПИИ стало сокращаться. Какие инвесторы могли уйти, те ушли, остальные либо не смогли уйти в силу вложенных средств в основные фонды, либо еще в силу веры в нормальное функционирование зоны в будущем.
    Причины неэффективности СЭЗ:
  1. Отсутствие соответствующей правовой базы, которую должно было обеспечить государство, опыт, потенциал и финансовые вложения стали обесцениваться. Более того, они начали использоваться как весьма сомнительный аргумент в пользу ненужности данной формы рыночных отношений для страны.
  2. Федеральная программа развития СЭЗ "Находка", которую в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №345 от 09.03.1996 года Правительство России должно было принять в 1996 году, была отложена на неопределенный срок.
  3. Закон "О свободных экономических зонах в России", неоднократно принятый Федеральным Собранием, каждый раз отклонялся. За все это время Правительство так и не смогло определить правила функционирования СЭЗ в России.
  4. Подписанное в 1999 году и ратифицированное Республикой Корея Соглашение "О создании на территории СЭЗ "Находка" Российско-Корейского индустриального комплекса (РКИК)", крупнейшего международного проекта, направлено на очередной круг согласований, и решение вопроса о внесении Соглашения на ратификацию было отложено до принятия федерального закона о создании в РФ образований с особыми экономическими условиями функционирования.

Планом действий Правительства РФ по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденным распоряжением Правительства № 1148-р от 20.08.2002 года, предусмотрена подготовка проекта этого закона, однако работа над ним затянулась, и положение не меняется.

В настоящий момент по заявлению Минэкономразвития "режим производственной и внешнеторговой деятельности в СЭЗ "Находка" осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ", то есть "формально СЭЗ на территории России существуют, но практически не действуют".

Выход из сложившегося положения
Что в сухом остатке!

  1. Частично налаженная инфраструктура (система энергообеспечения, водообеспечения и коммуникаций).
  2. Вложенные инвестиции:
    • с российской стороны (СЭЗ "Находка") - 78%
    • с корейской стороны - 22%
  3. ТЭО проекта РКИК, актуальное до сих пор (включая просчитанные бюджетные поступления, которые вопреки доводам различных подразделений правительства будут увеличиваться).
  4. Проведенные исследования как на рынке РФ, так и на рынке АТР совместно с ЕБРР, ДВО РАН, японской корпорации СУМИТОМО, Международной ассоциацией СЭЗ.

Что надо сделать?

Определить проект СЭЗ "Находка" как стратегический и, заняв активную позицию по отношению к нему, помочь ускорить процесс принятия федерального закона о СЭЗ и ратификации договора по РКИК. При этом кроме официальной поддержки потребуется принять активное участие в работе СЭЗ "Находка" и определить ключевые направления ее развития.

Авторы: Галлямов Ф.Ф. - председатель Комитета регионального
развития Администрации Приморского края,
Сусликов А.А. - главный специалист Комитета регионального
развития Администрации Приморского края,
при поддержке АК СЭЗ "Находка"


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:


11 May, 2012 22:48
иван
гавно
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Финансовый анализ предприятий в России
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show