Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Приморский Государственный Объединенный музей им.В.К. Арсеньева
(4232) 26-66-77, 26-64-42, 26-62-70
www.bazar2000.ru



ВЕРНУТЬ ИЗ ЗАБВЕНИЯ


Более двух лет во Владивостоке в залах музея им. В. К. Арсеньева на улице Светланской, 20, работает выставка "По странам рассеяния...", посвященная истории РусскогоЗарубежья. Она пользуется неизменным успехом у горожан и приезжих, отдаляя тем самым срок завершения своей работы. Здесь представлены подлинные свидетельства судьбы российской эмиграции, рассеяной великим несчастием России по всему свету, будь то Европа, Азия, Америка, Африка или Огненная Земля.

Забывший прошлое рискует пережить его вновь. Более десяти лет музей собирает по крупицам материалы по истории Белого движения - Великого исхода непримирившихся, их жизни в изгнании.

Остановимся возле одной из витрин: выездной паспорт, датированный 30 июля 1918 г., выданный Китайским консульством во Владивостоке Подгурскому Виктору Степановичу на въезд в пределы Китая, рядом фотография нашего земляка. Из краткой этикетки под ней узнаем, что Подгурский В. С. - автор фресок и экстерьеров в красивейшей части Шанхая, художник, картины которого в 30 - 40-е годы охотно покупали музеи Италии, Франции, Англии, автор первого во всей Азии памятника А.С.Пушкину.

Первые материалы о В. С. Подгурском появились в музее, когда о белой эмиграции в стране говорили лишь с оглядкой и шепотом. Шел 1972 год. Учреждения культуры Владивостока смущал своими визитами Николай Платонович Манжолин. Он предлагал "немыслимое" - вспомнить и найти достойное место в городе творческому наследию известного русского художника, скульптора, дизайнера Виктора Подгурского, вернувшегося из эмиграции на родину.

Сам Николай Платонович - Почетный гражданин Владивостока, ветеран гражданской войны, в данном случае шел явно "против течения", и гордость, которую он испытывал за успехи выходца из Владивостока, друга детства и юности, не казалась ему неуместной. Манжолин упорно продолжал начатое дело, но понимания не находил.

Между тем, визит Манжолина в музей им. В. К. Арсеньева и первые, переданные им материалы о Подгурском, положили начало 25-летнему музейному поиску.

ПОДГУРСКИЙ ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ родился в 1893 году, в селе Кетском Нарымского края. Дед - польский дворянин, участник Польского национально-освободительного восстания 1863 года, был приговорен к казни, которую заменили каторгой и пожизненной ссылкой в Сибирь. Отец был подрядчиком, мать - педагог. Растили четырех сыновей, Виктор был старшим из братьев. У него рано опредилилось дарование, он участвовал в художественных выставках Владивостока, занимался в изостудии Мешкова.

В 1914 году Виктор поступил в Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества, а в 1918 г. закончил его. Учителями Подгорского были Архипов и Васнецов. В Москве он был дружен с К. Сухановым, Н. Матвеевым. В 1918 г. вернулся во Владивосток, устроился работать в Совет депутатов зав. оделом регистрации оружия, рисовал лозунги. Во время белочешского переворота в начале лета 1918 г., они с братом Евгением едва избежали ареста, скрывавшись на чердаках. Вскоре им удалось получить визы и переправиться на маленьком китайском суденышке в Шанхай.

Шанхай был вторым после Харбина городом русской дальневосточной колонии. Большая группа русских эмигрантов прибыла в Шанхай из Владивостока в 1922 году - военные, кадеты, штатские с семьями. Русские имели в Шанхае массу своих коммерческих предприятий, крупных и мелких магазинов и мастерских, прекрасных учебных заведений, многочисленных общественых организаций. Русские служили и занимали крупные посты во французских, английских и других иностранных административных учреждениях.

В начале 20-х годов в Шанхае появляется русское изобразительное искусство. Почти одновременно с В.Подгурским в Шанхае появились русские художники: Фирсов, Шибаев, Г. А. Сапожников (Сапажу), неподражаемый художник-карикатурист (несколько оригинальных работ Сапажу есть в коллекции музея), Я. Лихонос, А. Ярон, М. Кичигин, Л. Пашков и др.

Подгурский непродолжительное время работает политическим карикатуристом в газете "Шанхайская жизнь". Вскоре началась и его педагогическая деятельность, которая продолжалась до отъезда на родину. Педагог, профессор Китайского Народного Университета, Шанхайского колледжа изящных искусств, Шанхайского художественного клуба.

Об участии Виктора Подгурского в творческой художественной жизни Шанхая мы узнаем из уникального издания, ставшего гордостью музейной коллекции, - альбома В. Д. Жиганова "Русские в Шанхае". Это бесценный дар музею передали при содействии сестры автора Т. Д. Жигановой (Сан-Франциско) из Калифорнии - Левицкие Ирина Ивановна и Олег Евгеньевич (Санта Роза) и Сторчилло Антонида Ивановна и Михаил Григорьевич.

В 1926 г. В. Подгурский выставил свои полотна во Французской Муниципальной школе, многие из них были куплены. Выставки изобразительного искусства стали в Шанхае частым явлением. Подгурский был их неизменным участником, два раза в год выставлял свои работы на выставках в Арт Клубе. Он много путешествовал по Китаю, изучал и писал китайскую архитектуру, быт китайских крестьян. В 1925 г. музей Генуи в свою коллекцию приобрел у Подгурского 4 работы "Типы китайских крестьян".

В 1937 г. в жизни художника происходит еще одно знаменательное событие. В Шанхае, в центре французской концессии, по случаю 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина был установлен памятник великому русскому поэту. Автором проекта и скульптором был наш земляк - В. С. Подгурский. Памятник А. С. Пушкину - его боль и гордость. Однако с началом войны Японии с СССР, во время оккупации Китая, японцы уничтожили все медные памятники Шанхая: увезли и перелили на пушки.

В 1947 г. Подгурские с 26-летним сыном Валерием вернулись в СССР. Художник был приглашен на работу в Казанское художественное училище, где преподавал до 1956 г. рисование, живопись, композицию, анатомию, был ведущим педагогом декоративного отделения и скульптуры.

Вскоре после возвращения в СССР сына В. Подгурского - Валерия арестовали. Не перенеся горя, умерла жена. Это были не первые горькие потери художника. Брат Евгений, юрист, музыкант, друг известного дальневосточного поэта К. Рослого, застрелился в Ворошилове (Уссурийск), младший брат Константин, командир Красной гвардии, замучен белочехами, сестра Соня погибла в Подмосковье, выполняя комсомольское поручение по коллективизации.

Сам Виктор Степанович умер в Ташкенте в 1969 году, так и не дождавшись признания во Владивостоке.

О художнике из Владивостока, своим творчеством украсившим живописные кварталы Шанхая и национальные галереи Европы, музей собрал целую коллекцию: письма, документы, фотографии, есть рисунок из его знаменитой этнографической серии "Смеющийся старый китаец". Многое дополнил материал альбома "Русские в Шанхае". В ходе поисков самое удивительное произошло в Сан-Франциско. Мы были в Доме ветеранов Великой войны и беседовали с Анной Семеновной Козловой, женой И. А. Козлова, председателя Объединения кадет Российских кадетских корпусов и Общества ветеранов Великой войны в Сан-Франциско, немало содействовавшего осуществлению экспедиции. А. С. Козлова - представительница дальневосточной ветви Русского зарубежья, передала в дар музею чрезвычайно интересные материалы о жизни в Харбине, Шанхае, в том числе и фотографию, где она с Валерием Подгурским - учащиеся Шанхайского реального училища - стоят у памятника Пушкину, который создал его отец.

Замкнулся круг поиска, который продолжался 25 лет. Не проходит сожаление о том, что многое из сделанного В. С. Подгурским в перид его творческого расцвета - не в России и уже вне пределов досягаемости.


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:






15 Apr, 2011 04:43
Николай Подгурский
Спасибо! Очень интиресно написано про моего деда, отца и родственников. Но к сожалению не всё.....
 
30 Jan, 2013 01:40
Светлана
Уважаемый Николай! я пишу работу о Вашем Деде Подгурском В.С. Конечно есть очень мало информации о нём и ещё меньше о его картинах и других работах. Не могли бы вы мне помочь? Если у Вас возникнут вопросы ко мне с удовольствием отвечу. Это письмо так сказать пробный мячь ответите ли Вы мне?

с уважением1
Светлана Либера
 
30 Jan, 2013 01:44
светлана
Я забыла сообщить мой адрес: s-libera@t-online.de
 
25 Apr, 2013 05:20
николай
Podgurskiy_n@list.ru Уважаемая Светлана! Это мой адрес, пишите,
пообщаемся.
 
4 May, 2013 02:31
stephen wang
I am aalso want know something about your familly. I have one panting
of your grandfather
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show