Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Клуб Директоров, издательство
(423) 245-40-70, 245-08-78
www.bazar2000.ru




ЭФФЕКТ ПЛАЦЕБО И КАДРОВЫЙ ВОПРОС


Лечит не препарат и аппарат, а врач

Казалось бы, вещи, о которых пойдет речь, малосовместимы. Можно даже сказать, совершенно разные. Но это так выглядит только на первый взгляд. Попробую изложить свою точку зрения.

У обывателя зачастую складывается впечатление о том, что плацебо* - нечто фальшивое и лишнее, мешающее правильному пониманию процесса явление. В частности, при проведении клинический испытаний нового медицинского препарата дизайн предусматривает максимальное дистанцирование от плацебо. Для этого создаются и упорно продвигаются так называемые «плацебо-контроллируемые» исследования, в которых стараются создать видимость бесстрастного изучения свойств лекарственного средства. Кстати, как показали наблюдения, всегда или практически всегда и пациент, и врач-исследователь догадываются о том, действительно ли используется препарат или крахмальная таблетка, внешне неотличимая от лекарства. Если не касаться моральной стороны дела проведения таких исследований, то всплывает очень интересная идея. Вот о ней, собственно, мы поведем речь.

Отношение к врачу со стороны пациента - штука сложная. Понятно, что пациент не всегда прав. Но именно эта важная особенность взаимоотношений определяет эффективность лечения. Все дело в том, что, как показывает клинический опыт, лечение у профессора всегда является более эффективным, чем у начинающего специалиста. Конечно, читатель может с радостью воскликнуть, что, мол, тут все правильно, и только очень опытный врач должен решать диагностические и лечебные задачи. Но позвольте, а как же то обстоятельство, что молодой специалист (разумеется, при нормальном отношении к своей работе) может знать достаточно много и нередко даже больше, чем среднестатистический врач со стажем 40 и более лет?

Вот тут мы подходим к самой сути проблемы. Когда пациент приходит на прием к врачу, то не только врач изучает своего подопечного. Исходя из свой многолетней практики, я совершенно точно могу заявить и обратное. Пациент изучает врача не менее тщательно, даже, наверное, с предвзятым пристрастием… Мне приходится в последние годы часто видеть пациентов, которые изначально просто не верят в успех лечения. И, как ни странно, если психологический контакт оказывается сразу установлен, то успех лечения обеспечен. Поскольку у меня опыт изучения своего пациента как человека существенно больше и сам по себе несравненно более разнообразен, то сразу же на первом приеме можно совершенно точно сказать, насколько изначально вероятен успех. Задача состоит не просто в том, чтобы поставить диагноз. Технически это не сложно сделать, по крайней мере, в 98% случаев. Оставшиеся 2% решаются с помощью методов современной диагностики. Правда, только тогда, когда врачу интересно заниматься врачебным делом. Не для галочки и формы, а для того, чтобы вникнуть в существо проблемы и расставить акценты в нужных местах.

Если, будучи на приеме, пациент понимает, что врач «в теме» и догадывается о том многом, что действительно беспокоит, то с этого момента начитается эффект плацебо. Как известно, этот самый эффект исчисляется не то чтобы 2-5% эффективности, а величинами от 30 до 50%! Это не преувеличение, это твердо установленный медицинский факт. Тот же самый препарат, который был рекомендован врачом, но не вызывал доверия, неважно по каким причинам, не будет иметь эффекта! А нередко будет иметь и отрицательное воздействие. Но в действительности это проявление того самого эффекта плацебо, который упорно не замечается или, точнее, не учитывается адекватно.

Рассмотрим обычную ситуацию. Правда, с той поправкой, что, например, ко мне приходят пациенты, страдающие не просто длительно, а очень давно. И у них вполне естественно изначально оказывается сформированным некоторый внутренний шаблон, который мешает лечению. Поэтому, прежде чем назначать препараты, правильно будет разобраться в причинах того, почему не получается лечение. Необходимо пройти по всей хронологической цепочке страдания, понять это и постараться изменить отношение пациента к истории своего заболевания. В мире не было и нет приборов, которые смогли бы поставить диагноз в прошлом. Это может сделать только врач, которому интересно вникнуть в мелочи и, казалось бы, лишние детали истории жизни пациента. Можно ли это сделать за те 10 минут приема в поликлинике, которые отведены всезнающими чиновниками от медицины? Даже если не заполнять массу бумаг и не отвлекаться на совершенно лишнюю формальность приема. Нет, невозможно. Пациент просто не раскроется врачу, хоть кто будет перед ним. Просто на эту «мелочь» не хватит времени, вне зависимости от компетенции специалиста.

Поэтому в советские времена, которые сегодня зачастую подвергают критике, существовал хронометраж. В итоге научных исследований устанавливались нормы времени на выполнение той или иной процедуры или технологической операции. Да, не было массы препаратов, которая есть сегодня. Но были врачи, которые умели понимать пациента и которые реально решали стоявшие перед ними задачи.

Ну а теперь посмотрим на день сегодняшний. Какая основная проблема? Кадровая! Казалось бы, хотели как лучше, а получилось как всегда (совсем по В. Черномырдину). Человек не бездушная машина, и необходимо учитывать это обстоятельство. Ухудшая условия работы врача, повышая его нагрузку, снижая реальную заработную плату и претворяя в жизнь другие «эффективные мероприятия оптимизации здравоохранения», на самом деле усиливают давление на пациента. Уже есть заявления о так называемом «профессиональном выгорании». Разве мало врачей ушли из медицины? А если посчитать еще тех, кто не пришел и прибавить тех, кто не придет? Да какими бы суперэффективными ни были таблетки, наимощнейшие диагностические приборы и чудо-методики, все равно вопрос не решится. Нет того самого плацебо-эффекта, от которого столь страстно пытаются избавиться. Нет престижности простого рядового врача, нет понимания простой вещи, что лечит не препарат и аппарат, а врач. В заключение хочется привести фразу очень известного уролога, профессора и одного лучших врачей Советского Союза Ю.А. Пытеля по поводу такого заболевания, как мочекаменная болезнь. «Камень гонит не моча, а умение врача».

Вот такой вот плацебо-эффект, самое сильное средство в умелых руках настоящего доктора…


* Плацебо (от лат. placebo, буквально — «буду угоден, понравлюсь»). Термином эффект плацебо называют улучшение самочувствия человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения «лекарства» (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Гешефты от Нориты
Услуги зарубежных страховых компаний в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Проблемы управления персоналом в быстро растущей компании
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show