Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Приморский Государственный Объединенный музей им.В.К. Арсеньева
(4232) 26-66-77, 26-64-42, 26-62-70
www.bazar2000.ru



5000 МИЛЬ "СВЯТОГО ГЕОРГИЯ"


Сентябрь 1917 г. в морскую базу Архангельска вошло узкое, небольшое (даже по тем понятиям) тело подводной лодки. "Святой Георгий" имел надводное водоизмещение всего 252 тонны, а экипаж 15 человек. Выйдя из южной Италии и пройдя 5000 миль через штормы, плавучие мины и атаки вражеских кораблей, он не потерял ни одного члена экипажа. Обогнув всю Западную и Северную Европу, подводная лодка благополучно прибыла на Родину. Это был Подвиг. Подвиг с большой буквы. Весь переход из Италии на Север был совершен под Андреевским флагом. Необходимость секретности в те дни, а потом вмешательство интервентов в события на Севере и Дальнем Востоке России привели к тому, что участники и организаторы этого похода оказались разбросанными по различным городам нашей огромной планеты. Но среди этих доблестных моряков были и те, чья жизнь оказалась связанной с Сибирской военной флотилией.

Кто же были те герои?

Вахтенным начальником являлся подпоручик по адмиралтейству Мычелкин Михаил Алексеевич. Это был опытнейший моряк. Ему было 42 года. Юность этого удивительного человека прошла во Владивостоке, где он трудился конторским служащим. В этом же городе был призван на службу. Обладая здоровьем и будучи грамотным, он попал на корабли Сибирской флотилии, которые в те дни вели ожесточенные бои с японским флотом. После окончания войны с самураями многие ушли в запас. Но Михаил полюбил военно-морскую службу и остался служить кондуктором. Много плавал. Побывал в Императорской гавани (ныне Совгавань), Гонконге, Шанхае. Постоянно занимался самообразованием. И вскоре, не имея дворянского происхождения, стал офицером флота.

Штурманом лодки был барон фон-ден-Ропп-1-й Александр Эдуардович. Его служба была отмечена наградами русской монархии и Италии.

Командиром лодки являлся старший лейтенант Иван Иванович Ризнич. Его дед родился в Италии, хотя его отец был сербом из Дубровника. Сам дед, И.С. Ризнич, занимаясь торговлей, в 1822 г. переехал в быстро развивающуюся Одессу. Он и его жена были знакомы с А.С. Пушкиным. Иван Ризнич, окончив морской курс начал службу на броненосце "Синоп" и крейсере "Гридень". Потом - "Память Меркурия" и водолазная школа, чьи выпускники были известны и на берегах Тихого океана. В русско-японскую войну "за труды по обстоятельствам военного времени" награжден орденом святой Анны 3-й степени и медалью.

В 1907 г. Ризнич начинает службу на подводных лодках. В 1908 г как в столице, так и во Владивостоке шли ожесточенные споры: надо ли и какой иметь подводный флот России?

Недавно приехавший с берегов Тихого океана Колчак и его единомышленник фон Энгельман считали, что тогдашние лодки очень маломощны и не нужно много офицеров-подводников. Ризнич, М. Тьедер и всемирно известный лейтенант С.Н. Власьев имели совершенно противоположное мнение. Власьев получил известность во время обороны Порт-Артура как один из создателей прыгающей "пушки-лягушки", как тогда называли миномет, вскоре взятый на вооружение многими армиями мира.

В июле 1908 г. Ризнич вынужден был уйти в запас. В 1916 г. он все же командовал подводной лодкой на Черном море и Дунае. Самим же Черноморским флотом командовал Колчак. И именно он один из первых, кто предложил кандидатуру Ризнича, как командира новой лодки.

Почему Колчак предложил эту кандидатуру?

Кто-то считал, учитывая реальную возможность гибели "Святого Георгия", Колчак мстил. Но вернее, по-видимому, считать следующее: Колчак увидел, что лодки тех дней более совершенны, чем те, которые были в начале века и они явно нужны воюющей России, а Ризнич все-таки профессионал. Уделив огромное внимание подбору экипажа, Ризнич быстро создал слаженный, мобильный коллектив. Именно сознание общности цели каждым членом экипажа явилось главной причиной успешного перехода. Это был самый длительный океанский поход подводной лодки в дооктябрьской России.

Адмиралы Д. Вердеревский и М. Кедров, бывший посол Временного правительства, В. Маклаков, нашли себе приют во Франции. В этой стране одно время жили жена и сын Колчака. За тысячу километров от них, во Владивостоке еще 15 лет назад жила библиотекарь Ольга Михайловна Косолапова, урожденная Мычелкина, которая помнила и Ризнича, и тех моряков Сибирской флотилии, которые под командованием единомышленника Колчака - адмирала Г. Н. Старка, скрылись в Шанхае и в Маниле. Под командованием Старка ушло около 150 кораблей и судов, где находилось до 100 тысяч человек.

В Тунисе умер адмирал М. А. Беренс, а его родной брат был в 1919 г. поддержан самим Л. Троцким и именно Е. А. Беренс был командующим Морскими Силами молодой советской Республики в первые годы ее существования.

В Петербурге по нынешний день трудятся правнуки командира лодки И. Ризнич. Но они не знают точно, где и как погиб их славный предок.

На различных флотах СССР служили однокашники И. Ризнича: барон А. Косинский, В. Модзалевский, Н. Вечеславов. Ветераны-тихоокеанцы, учившиеся в молодости в городе на Неве, до сих пор помнят блестящие лекции и учебники Б. Жерве, Н. Матусевича, Б. Вилькницкого.

Уже в 1918 г. интервенты могли захватить лодку к использовать ее в своих интересах. Поэтому она была приведена в негодность. В июле 1924 г. под названием "Коммунар" она была разобрана на металл и исключена из списков кораблей флота.

В наши дни моряки-тихоокеанцы с гордостью несут вновь восстановленный Андреевский флаг. В 1999 г. атомная подводная лодка "Томск" совершила, не всплывая, переход из района Архангельска на Тихоокеанский флот. Подвиг героев отмечен высокими наградами.

Не следует считать, что в самой России не строились подводные лодки. 23 июня 1916 г. вошла в состав действующего флота России "Пантера". Уже 31 августа 1919 г. экипаж этой лодки потопил английский эсминец "Виктория". Проект и конструкция "Пантеры" были более современны, чем итальянские: вплоть до мая 1954 г. "Пантера" несла свою службу. Фото "Пантеры" приводится.

Часть моряков под командованием Старка (1922 г.) очутилось в Шанхае. Возникший в этом городе Русский союз моряков флота возглавил контр-адмирал С.Н. Темиров. Он отлично знал многих организаторов похода "Святого Георгия" и строительства "Пантеры".


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Колчак и Дальний Восток
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show