Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Клуб Директоров, издательство
(423) 245-40-70, 245-08-78
www.bazar2000.ru



В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ


В этом году исполняется 100 лет как Россия начала искать свой особый путь развития. Поэтому самое время вернуться к истокам и попробовать понять, что же мы построили и есть ли у нас сейчас какая-либо национальная идея. И вообще нужна ли она нам? Первый, кто откликнулся поделиться своими мыслями на эту тему, - Александр Литвиненко, один из постоянных авторов «КД».

Национальная идея - это краткая формула, отражающая основные чаяния народа. В царской России это был лозунг «За Бога, Царя и Отечество!». В советское время - «Наша цель - коммунизм». Чуть ранее были «Москва - третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность». Что можно взять из этого и переложить на новый лад, осовременить?

Православие, как оно понималось в старой России, - это спасение души, обретение Царства Божия. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33); «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36). Спасение души достигается верой, выполнением Божьих заповедей, совершением богоугодных дел, характер и масштаб которых определяется способностями и талантами, полученными человеком от Бога. Если кратко, то это главенство духовного над материальным. И соблюдение Божьих заповедей.

А что думают по этому поводу современные философы? Д.ф.н. А.И. Субетто в своей книге «Слово о русском народе и русском человеке», пишет:

«Все «русские идеи» в разные исторические периоды в развитии России … являлись в той или иной мере устремлениями России, российского общества, русского народа к правде, справедливости, любви, к добру человеческого бытия, к доминанте соборности, дружбы, кооперации, сотрудничества, взаимопомощи, духовного начала жизни (а «духовное» без «соборности» и «кооперации» немыслимо) над материальным, над деньгами и стремлением к обогащению, к наживе».

Итак, в современных условиях это можно выразить как ДУХОВНОСТЬ.

Следующую часть идеи - САМОДЕРЖАВИЕ - по крайней мере, в современной России не поймут, да и не заслужили. Да, господа, не заслужили, потому как царя-батюшку надо заслужить, нужно, чтобы нация (народ в большинстве активного населения) осознала необходимость института монархии и его преимущества (это отдельный и очень сложный вопрос).

 Как понималось самодержавие в старой России? Царь-самодержец как Помазанник Божий выступал защитником Веры и Отечества. Народ смотрел на царя как на представителя Бога на земле, стремился к послушанию ему и хранил в чистоте свою Веру. Православная Вера через Церковь духовно питала и укрепляла и царя, и народ. Все пронизывала идея служения.

Предлагаю заменить САМОДЕРЖАВИЕ на ДЕРЖАВНОСТЬ* - с более понятным современникам смыслом: тут и весомый экономический и военный потенциал, и осознание своей роли в международной политике, и, конечно, патриотизм.

Именно патриотизм как приоритетное слагаемое национальной идеи выдвинул и наш президент в своем выступлении на Валдайском форуме. Трудно с этим не согласиться, но хотелось бы сделать акцент на державности. Поскольку Россия последние столетия играла выдающуюся роль в международной политике и призвана выполнять эту роль и далее. И не потому что больше некому, просто это - её призвание. Поэтому считаю, что для России приемлем именно державный патриотизм.

И третье слагаемое идеи - НАРОДНОСТЬ. Под народностью надо понимать общественное управление. Сразу всплывает в голове: демократия. Вынужден отметить: само слово «демократия» (и вместе с ним понятие) и настолько дискредитировало себя в нынешнем западном исполнении, что становится уже почти ругательным у многих наших граждан. В российском варианте есть понятие более точное и исконно российское - соборность. Я его понимаю не просто как власть большинства над меньшинством в результате так называемых выборов (где зачастую все решают деньги), а как формирование единого мнения, которое устраивает всех собравшихся и пришедших к согласию. Это непросто, это надо еще освоить, выработать процедуру и, если хотите, свою традицию.

Каким образом должно быть построено общественное управление? Вот как отвечает на этот вопрос Л.А. Тихомиров** в своей работе «Монархическая государственность»:

«Общественное управление должно быть построено следующим образом:

II. Избрание обществом своих представителей должно быть сословным. Необходимо, чтобы каждая остальная группа посылала в общее управление только своих членов. Если мы допустим выбор представителей на общегражданских началах, то есть допустим, чтобы социальные слои поручали свои дела лицам, стоящим вне данного слоя, то все местное управление быстро узурпируется политиканами и не будет уже иметь достоинств общественного управления... Только кровный член данной социальной группы, связанный с нею бытом, духом и интересами, способен явиться ее представителем.

III. Все, какие только существуют в данном государстве социальные группы должны иметь свое представительство в общем управлении (кроме асоциальных, я так думаю).

IV. Везде, где общество является не только с простыми совещательными функциями, но, как, например, в местных органах имеет полномочия решать дела самоуправления и приводить их в исполнение,- количество представителей от разных групп должно быть пропорционально с численным составом их, а также пропорционально их социальной и экономической важности.

V. За всеми действиями общественных учреждений должен быть установлен государственный контроль.

VI. Всякое меньшинство, считающее себя притесненным со стороны большинства того или другого органа общественного самоуправления, должно иметь право апелляции к общегосударственной власти. То есть решение значимых для населения вопросов должно осуществляться обществом выбранных членов, а не чиновниками».

Привел почти полностью, потому как более четкого, полного и в тоже время краткого определения я не встречал. Хотелось бы посмотреть еще, что наработали на тему общественного управления наши современники и смог ли кто-то из них так же красиво и доступно изложить суть. Однако есть сомнения в этом.

Итак, господа, предлагаю следующий вариант национальной идеи:
ДУХОВНОСТЬ. ДЕРЖАВНОСТЬ. СОБОРНОСТЬ. 


  * Держава - независимое государство. Термин держава в качестве синонима государства на практике применяется не ко всем государствам, а только к тем, которые играют выдающуюся роль в международной политике. 

** Л.А. Тихомиров - русский общественный деятель, в молодости - народоволец, будучи в эмиграции, издавал вместе с П.Л. Лавровым «Вестник Народной воли»; в 1888 отрекся от революционных убеждений и, вернувшись в Россию после помилования, стал монархистом.


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:











2 Jun, 2017 01:51
Герман
Александр Владимирович, с удовольствием прочитал ваши размышления. С удовольствием, так как и сам немало размышлял над актуальностью и формулировкой нашей национальной идеи. Поэтому не в качестве спора с вами, а в качестве совместного размышления пишу эти строки.
1. Формулировка "национальная идея" нередко уводит разговор в споры про нацию, национальность и т.д., уходя от сути и цели этой важной темы. Поэтому предлагаю использовать "государственная идея". Потому что нам нужна нация вместе с государством. И ещё нам нужно, чтобы идея была принята на всех уровнях, и общественностью и государственными деятелями. Особенно важно, чтобы эта идея была узаконена на государственном уровне.
 
2 Jun, 2017 01:58
Герман
2. Вы допустили небольшую логическую нестыковку. точнее - дублирование.
Сначала "«духовное» без «соборности» ... немыслимо". И тут важно, что соборность (как личная, так и коллективная) - это начало и конечная цель духовности. Размышляя, чем заменить "Православие", стоит вспомнить, что православная церковь является "соборной", а не "духовной". Соборность - это внутренняя суть православной церкви. Суть и форма принятия главных решений.
А потом вы соборностью предлагаете заменить народность.
Триада "Православие. Самодержавие, Народность" хотя и не стала государственной идеей, но очень важна для понимания. В триаде сформулированы внешние аспекты.
Сегодня востребованы сущностные, внутренни
 
2 Jun, 2017 02:03
Герман
3. И есть ещё один важный аспект.
"Православие, Самодержавие, Народность" очень тесно связаны с гербом России. Триада просто озвучивает его. И выбирая формулировки государственной идеи лучше всего обеспечить не меньшую, чем раньше, согласованность смыслов и символов идеи и герба. Потому что они - выразители нашей самоидентификации. Если будут не согласованы они - как будем согласованы мы?
Двуглавый орёл - это символ симфонии духовной и светской властей при единстве тела народного. Отсюда и смысл всей триады.
Так и сегодня нужно раскрыть внутренние смыслы всех аспектов нашего триколора и нашего герба в формулировке государственной идеи.
 
2 Jun, 2017 02:09
Герман
4. Внутренняя суть православия - соборность.
Потому как соборность - это понятие триединства Бога. Он триедин, потому и соборен. То есть каждый его элемент разумен, самостоятелен и настолько действия этого элемента согласованы с действиями других двух, что очень сложно отличить: какой из элементов что сделал. Это идеальное качество деятельности любой системы. Будь то человек или организация, вплоть до государства.
Человек троичен, как и Бог: тело, сознание, душа (приоритеты по восходящей). Идеалом качества человека является его личная соборность, когда действия тела и сознания согласованы с душой так же, как и согласованы друг с другом три элемента Бога.
 
2 Jun, 2017 02:14
Герман
То есть соборность - это высшая форма согласованности людей с замыслом Бога.
Этим и отличаются собрания от соборов. Собрание может быть на любую тему. А собор - о том, как замысел Бога на земле воплотить, чтобы было по Воле Его.
Идея - это формулировка идеала.
Идеал Православия - Соборность.
В гербе - это идеал и легитимность духовной власти.
Поэтому в нашей триаде по праву первое место можем утвердить для понятия
СОБОРНОСТЬ.
 
2 Jun, 2017 02:20
Герман
5. Символ светской власти в гербе и триаде - Самодержавие.
Вы привели хорошие размышления про неё.
Если мы и дальше пойдём вглубь этого понятия то увидим, что держа - это власть. Но не самодурство или самоуправство, а власть в ответственности перед Богом. Держа - это и ответ держать. А перед кем? Исходя из нашей триады - перед Богом.
И самодержавие базируется на народной державности. То есть когда каждый из народа делает свои земные дела памятуя о своей ответственности перед Богом И не просто за свои дела на своём огороде. а ответственность за дела в России. Потому что они складываются из конкретных дел каждого конкретного человека. Будь то крестьянин, купец, предприниматель...
 
2 Jun, 2017 02:23
Герман
Поэтому внутренней сутью Самодержавия и идеалом светской власти является
ДЕРЖАВНОСТЬ.
Одновременно это соответствует двуглавости орла - разделению властей.
То есть духовная и светские власти - самостоятельны и равны друг другу. Точно так же, как для Бога равноценны мир материальный и мир духовный.
Равенство миров - один из принципов соборности. Ведь раз эти миры едины, то и соборны.
 
2 Jun, 2017 02:28
Герман
6. А кто должен быть носителем государственной идеи и основных аспектов соборности и державности? Интеллигенция? Бюджетники? Чиновники? неужто - кто угодно, только не я?
Конечно же нет. Носителем этих качеств-принципов должен быть народ. Потому что и простолюдины, и интеллигенция, и чиновники, и научные работник, и бизнесмены, и военные - только вместе мы - народ. И каждый из нас равно дорог родной нашей России. Каждый и все вместе.
Поэтому народность - это внутренняя суть нашей общности и неразделённости. чтобы не забывали, что все мы - народ. От дворника до президента.
Потому оставляем
НАРОДНОСТЬ.
 
2 Jun, 2017 02:29
Герман
Итог:
Сущностная государственная идея России, согласованная со смыслом нашего исторического герба:
Соборность, Державность, Народность.

С уважением,
Витрук Герман
 
12 Jun, 2017 21:47
Александр ДОГАДА
Радует, что в нашем слишком суетном городе есть единомышленники. Жаль мало сил остается на такую важную тему. Оказалось что и в российском интернете уже появились рассуждения на эту тему. Появилась настоящая монография. Кто заинтересуется пишите. Дам ссылку.
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Финансовый анализ предприятий в России
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show