Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Арсеньевская епархия Русской Православной Церкви
(42361) 3-13-92
www.arseniev-eparhia.ru



 


ЦЕРКОВЬ В «МЕДВЕЖЬЕМ» УГЛУ


К 100-летию Сандагоуской церкви

О Мати Церковь - свет России,
Взыскание души моей!
Я счастлив тем, что блудным сыном
Рыдал на паперти твоей.

Иеромонах Роман (Матюшин)

В историческом плане столетие не срок, но политические коллизии XX века привели к тому, что о сельской дореволюционной церкви уже весьма непросто собрать достоверные сведения. Свидетели её «бытия» уже ушли в мир иной, их потомки, выросшие при безбожном режиме, мало что помнят, фотографий, как правило, нет, а в архивах о таких церквях сведения крайне скудны. Но мы попытались найти потомков более памятливых, по крупицам собрали все имеющиеся, даже косвенные сведения, и предлагаем их на ваш суд во имя нашей общей памяти. Сегодня с печалью и радостью мы вспоминаем одну из таких сельских церквей в глубинке края - Сандагоускую (с. Сандагоу, ныне Булыга-Фадеево, Чугуевкого района), построенную и освящённую ровно век назад.

Поселение Сандагоу на реке Улахэ (верхнее течение реки Уссури) было одним из типичных «медвежьих уголков» нашего края. В наличии было всё, что полагается в таком случае: огромная удалённость от административных центров, таёжные дебри (сплошной кедровник) и глушь, отсутствие дорог, малая населённость и никаких примет цивилизации. В своём докладе военному губернатору Приморской области И.Г. Баранову от 6 ноября 1887 года заведующий Переселенческим Управлением Южно-Уссурийского края Ф.Ф. Буссе, проводивший первичное обследование территорий, пригодных для заселения, в том числе и Улахинской долины, отмечал, что из-за проблем с путями сообщения «колонизация долины р. Улахэ представляет большое затруднение. В настоящее время движение совершается по двум тропам, первая идёт из Бельцовой на Ольгу и сообщается с долиной Улахэ через устье р. Нотагаузы, другая пересекает хребет от фанзы Хоалаза до китайской деревни Сандагоу».

В действительности троп было не менее трёх, но лишь одна из них была «хорошо наторена» и являлась главным торговым путём для китайского населения среднего течения Улахэ. Нельзя утверждать, что прибывшие сюда «из России» крестьяне были первыми поселенцами (хотя традиционно они так и называются), ведь ко времени их прибытия в здешней тайге было разбросано 12 китайских фанз, а китайская деревня Сандагоу известна в крае задолго до их появления.

В 1906 году здесь проживало несколько десятков семей переселенцев, в основном из Гродненской губернии. Строились в сплошном кедровнике. Родившийся в Сандагоу в 1923 году С.П. Олесик, сын первопоселенцев, прибывших в село в 1907 году, рассказывал со слов отца, что фанзы китайцев были разбросаны по всему селу, самих китайцев было довольно много. Кроме земледелия они промышляли в тайге, выбирая из неё всё самое ценное: добывали соболя и копали женьшень. Однако казаки, прибывшие из Уссурийска в 1908 году, спалили все фанзы, при этом не тронув самих китайцев.

С 1909 года при разделении Южно-Уссурийского уезда был выделен Иманский уезд, а с 1911 года Сандагоу стало частью его новой Чугуевской волости. По переписи 1912 года здесь числится уже 574 человека. Население занималось земледелием, одновременно рубило лес, строилось. При этом насущной необходимостью для переселенцев, почти поголовно православных, была церковь. Несмотря на то, что в Сандагоу поселились и староверы, все как-то мирно уживались. Из доклада заведующего переселением крестьян в Ю.-У. крае Н.С. Веденского от 13 июня 1894 г. о необходимости постройки церквей: «Церкви в Южно-Уссурийском округе служат почти единственным связывающим звеном населению, собравшемуся сюда из разных местностей. Церкви же удовлетворяют духовной потребности народа, так недавно ещё покинувшего свою родину и близких там людей и вследствие этого находящегося более или менее в угнетённом состоянии духа. Молитва в храме, кроме удовлетворения религиозного чувства, несомненно, будет способствовать укреплению его духа, придаст бодрость и энергию в борьбе с теми трудностями, которые приходится преодолевать переселенцам на новых, первобытных местах. А потому устройство церквей должно быть поставлено на первую очередь из всех других потребностей…»

В соответствии с Указом Святейшего Синода от 13.02.1912 г., в Сандагоу был открыт самостоятельный приход. До этого, с 1908 года, духовные нужды первопоселенцев обеспечивала походная разъездная церковь. Сразу вслед за Указом был укомплектован клир нового прихода. В феврале того же года сюда был направлен выпускник IV Московских пастырских курсов Иоанн Варчук, рукоположенный во священники. Псаломщиком был назначен Андрей Янковенко. К этому времени для церковнослужителей был отстроен причтовый дом (см. фото).

Из воспоминаний дочери первопоселенца А.Т. Марченко (в замужестве - Коржановской), 1901 года рождения: «Дом для церковнослужителей был на несколько квартир. В самой большой жил батюшка. В тот год мне исполнилось 11 лет, когда ждали в селе приезда священника. Приехал он зимой, его привезли на лошади, в санях. В это время в квартире для священника жарко натопили печь. Сам он продукты, еду, приносимые в церковь прихожанами, никогда себе не брал, всё раздавал бедным. А вот приглашение в семью мог принять, побеседовать с людьми и поесть. Батюшка очень любил детей, особенно безродных, сирот. Обувал и одевал их, кормил и помогал. Для села он был отрадой: придёт на поля, все оставляют лошадей, стоят и кланяются. Всех перекрестит и идёт дальше, далеко, а мы с уважением всё стоим, пока его видно. Добрый был, как родной батька. Бывало, праздник церковный подошёл, надо убирать урожай, а мы сперва шли на службу в церковь и всё потом на полях успевали и всё родило: и пшено и кукуруза. Кроме того, священник всё освящал: и урожай, и посадки. Все дворы он обходил самолично».

В период строительства храма (в самом центре села) службы шли в частном доме. Псаломщика А. Янковенко осенью 1913 года сменил переведённый сюда из Ивановской церкви и.д. псаломщика Никита Головко, к концу этого же года подавший прошение на перевод в Ширяевскую церковь...

Продолжение следует

 


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Финансовый анализ предприятий в России
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show