Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов


НУЖНЫ ЛИ АНАЛИТИКИ РОССИИ


24-26 ноября 2014 года в Москве был проведен первый методологический форум в России. Он был стимулирован исполкомом ассоциации «Аналитика», созданной в этом году после проведения первой всероссийской конференции по аналитике в декабре 2013 года (в академии РАНХ и ГС при Президенте РФ). Приморский край на форуме был представлен к.э.н. Ф.Ф. Галлямовым (ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк») и доктором педагогических наук В.С. Чернявской (ВГУЭС)

Фират Фаритович Галлямов, к.э.н., руководитель Консалтинговой группы «КОНТУР-21 век», сертифицированый по международному (амстердамскому) стандарту СМС-консультант по управлению

Базовая идея Форума - решение и постановка проблем и задач российской аналитики в настоящее время, что предполагает непосредственное использование новейших результатов отечественной методологии в том ее варианте, который возник 60 лет назад, который выделился из философии и приобрел технологические и мыслетехнические формы усилиями сначала А.А. Зиновьева, а затем, с конца 50-х годов, группы Г.П. Щедровицкого, создавшего Московский методологический кружок (ММК), действующий и по настоящее время.

В истории ММК можно выделить две основы методологических разработок.

Одна опиралась на мыслительный механизм «рассудка» (собственно ММК), заимствованный в логике и, в частности в философии Канта, Фихте, а также в разработках формальной логики.

Другая опирается на механизм «разума» (в Московском методолого-педагогическом кружке, ММПК), заимствованный у Гегеля, идеи которого приняли у нас технологический характер и соответствующее оформление.

К началу форума можно было зафиксировать три типа уровня развитости российской методологии:

  • Е - уровень слабо рефлектируемой мыслительной практики в самоорганизации в позиции методолога;
  • ЕИ - уровень, опирающийся на рассудочный механизм мышления;
  • ИЕ - уровень, опирающийся на разумный механизм мышления в позиции методолога.

В исполкоме ассоциации «Аналитика» возникла мысль воспользоваться потенциалом методологии и практикующих методологов и для этого провести «сбор сил» методологов России в форме форума.

Зачем? А затем, что для обеспечения высшего руководства страны надежно аргументированными решениями и квалифицированным стратегическим управлением следует перейти к иной, качественно более высокой парадигме самой аналитики, ее механизма, а методология и выступает главным фактором перехода к новой парадигме.

В настоящее время Миссия и функциональные особенности российской методологии пока не опознаются обществом и государством. Это касается и положительных, и отрицательных аспектов методологической практики. Методологи пока «прокладывают лыжню» на свой страх и риск. В стране нет механизма распознавания и оценки не только текущего состояния, но и перспективы возникающих культурно-мыслительных явлений. Это касается сохраняющейся стихии отслеживания и оценки развития и логики, и философии, и культурологии, и методологии, и т.п.

К сожалению, все еще господствует субъективная относительность квалификаций и оценок, что предопределяется как игнорированием и неразвитостью позиции «арбитра» в дискуссиях, уровней арбитражности, вплоть до высшей, с которой и начинается путь в культуру мышления, так и самой реальностью механизма культуры мышления. Субъективный релятивизм перенесен из живой практики в критериально-нормативный слой дискуссионного механизма.

И, увы, все еще господствует эмпиризм, случайность и субъективность в оценках, игнорирование ценности доказательства с опорой на «нейтральные» критерии «истинности».

Такое положение дел сохраняется не только в коммуникативном пространстве в управленческих иерархиях, в аналитических дискуссиях, но и в научной и философской коммуникации. Практически методологи как «рассудочной», так и «разумной» ориентации своими незначительными силами противостоят инерции докультурно значимого мышления. Этим предопределяется низкий потенциал доказательности, убедительности, надежности во всех уровнях управленческой практики, в том числе и стратегического мышления, резкого отставания от стратегических усилий конкурирующих с Россией стран, тем более - противостоящих ей.

Потенциал методологии растет без положительной опеки государства и общества, остается на задворках инновационных инициаций, несмотря на значительные успехи в создании мощного мыслительного корпуса инструментов и технологических конструкций, прототипных моделей.

Относительно применения разработанных инструментов рефлексивного мышления, присущего аналитической работе, тем более методологическому мышлению, в наиболее сложных ситуациях проблемного характера абсолютное большинство участников Форума зафиксировало положительное отношение и свое активное инструментально-мыслительное самовыражение. Они ссылаются на вынужденность инструментализации мышления в практических сюжетах, на осознанность преимущества этого после периода освоения арсенала средств. Снижение масштабов применения обусловлено следующими факторами:

  • отсутствием достойных задач и проблемных ситуаций;
  • ограниченностью способностей к решению таких задач в начале пути в окультуривании мышления.

Факторы сдерживания являются естественными для начинающего методолога, как и любого специалиста. Тем более что входящий в методологию быстро опознает резкое отличие сложности возникающих на его пути процедур и длительность приобретения способностей. Но и в любом производстве при его усложнении появляется необходимость удлинения пути усвоения, овладения и поэтапности увеличения притязаний на решение «более сложных» задач, тем более - проблем. Удлинение освоения «компенсируется» эффективностью и даже быстротой решения задач, которые ранее были нерешаемы.

Это показано и в спорте, и в военном деле. Если ракеты стратегического назначения с ядерными зарядами сдерживают возникновение мировой войны (в период «холодной» войны и в настоящее время), т.е. решают судьбоносные проблемы, то затраты времени и ресурсов здесь иные, чем в применении гаубиц или легких орудий, не способных сдержать современных агрессоров.

Методологические инструменты могут резко повысить качество разработки стратегических решений и тех решений, порождение которых, при всей важности, кажется нереальным. Именно это характерно для решений, касающихся судеб страны масштабов мировой державы, какой является Россия, которая пока не достаточно проницательна в использовании даже сложившегося методологического потенциала.

Прошедшие путь методологической социализации стоят перед выбором между регулярным использованием полученных средств и выращенных способностей, часто в контексте «рутинизации» процедур, и переходом к производству более совершенных, «мощных», и «тонких» компонентов методологического арсенала. Среди участников форума перевес, хотя и небольшой, получили те, кто желает быть участником совершенствования арсенала. Как правило, это члены сообщества ММПК и их основным аргументом является участие в специальных мероприятиях ММПК, игромодельных модулях и семинарах, организованных по правилам культуры мышления. При всех сложностях участия они достаточно быстро опознают неизбежный рост способностей и готовности на более высокие притязания, более высокой ответственности и корректности в шагах саморазвития.

Среди ограничивающих факторов отмечаются следующие:

  • недостаточность соответствующей практики;
  • недостаточность в прохождении следующего шага в интеллектуальном развитии;
  • недостаточность освоения теорий и понятий;
  • нехватка времени на дополнительное саморазвитие.

Как мы видим, факторы носят характер естественных ограничителей. Все, кто рефлектирует развитие и саморазвитие, встречаются с подобными ограничениями и для их преодоления требуется не только желание и настойчивость, использование подсказок более опытных методологов, работа в подчинении опытных игротехников, благоприятная атмосфера в коллективе методологов и т.п., но и опознание законов развития, диалектических переходов, например, в рамках учения Гегеля или, что является более древним ориентиром, функциональный конструкт гексаграммы (в китайской «Книге перемен»).

Все методологи устремляются к культуре мышления, особенно наблюдая за мастерством «лидеров». Но не сразу опознаются неизбежные шаги в саморазвитии и всей цепи качественных перемен, приводящих к культурной стадии. Следует планировать свое бытие на длительный период, чаще - на всю жизнь, опираясь на «культурный инстинкт», зовущий к вершинам. Только тогда открываются «тайны» высокой мысли и мудрости и приобретается готовность решать судьбоносные задачи во всей полноте ответственности.

При рассмотрении перспективы применения арсенала методологии в анализе проблем страны в целом участники едины. Оценивая мощность имеющихся средств рефлексивного мышления, они понимают, что жесткость языка позволяет вносить высшую неслучайность в процесс и получаемый результат. Именно ориентация на «разумную» парадигму привела к уверенности в источниках неслучайности работы механизма мышления и привнесения неслучайности в анализируемый материал, построение соответствующих объектных картин. Тем более что содержание арсенала имеет черты «замкнутого контура» средств, как бы повторяя замкнутость и согласованность представлений в философской системе Гегеля, в которой и метод («абсолютный метод», легкой копией которого был «метод» Маркса) получал свое каузальное объяснение через все остальные компоненты и раскрывал генератор переходов в новое более развитое состояние всего сущего.

Если до середины 2000-х годов механизмы мироздания были на периферии оперативной работы, хотя было уже псевдогенетическое видение «общества», то затем появились средства цивилизационного анализа и дооформились средства онтологического анализа, совмещенные с содержанием сути цивилизации. Все совместилось, и появилась перспектива предельно неслучайного анализа цивилизационных единиц, моностран (однородных в цивилизационном исчислении) и полистран (разнородных в этом измерении). Мыслетехника обеспечивает «портретирование» макросистем масштабов страны и глобального сообщества. Аргументами в пользу судьбоносности активного применения средств методологии, преодолевающих дефекты гуманитарных парадигм, выступили следующие:

  • отсутствие достойной альтернативы;
  • наличие примеров успешного анализа;
  • убежденность в невозможности решать подобные сложные задачи в аналитике без средств методологии.

В 2009 году в ММПК появилась идея методологического варианта «спецназа». Становилось понятным то, что уровень сложности анализа в условиях аналитики макросистем стал слишком большим, тем более при кооперативной взаимосвязи с аналитическим соучастием и соучастием корпуса управленцев, при соприкосновении с философами и учеными («предметниками»).

После появления Организационно-деятельностных игр (ОДИ - в 1979 году) подобная сложность осознавалась на уровне прямой очевидности. Но мыслетехника того периода еще не могла обеспечить надежность и уверенную технологичность в решении игротехнических и методологических задач и проблем. Создание типовой парадигмы на основе псевдогенетического метода (в 1977-1978 годах), «Азбуки» в рамках становящегося ММПК позволило прийти к предпосылке нужной мыслетехники.

Однако не было условий систематического выращивания «спецназа». Возникали лишь концептуально технологические черты «методологического инкубатора», как и «стратегического». Осознание совмещения «объективного» и «субъективного» комплекса требований к методологу в его становлении, функционировании и развитии стало возрастать вместе с переходом к применению методологии в сложной практике в управлении и в подготовке управленцев и аналитиков.

Главными факторами в таком процессе внутреннего созревания выступают следующие:

• потребность в развитии и саморазвитии;

• уверенность в абсолютной необходимости методологизации всех типов практики, внесении методологической компоненты в профессиограммы как предопределяющей быстрый рост профессионализма и прихода к «элите профессионального сообщества»;

• придание методологизированной самоорганизации общеобразовательной значимости.

Вместо послесловия.

Со 2-го февраля с.г. я на две недели уезжаю в Москву для участия в Проблемно-проектировочном модуле в ММПК. Тема «Основные мировые идеи: цивилизационный подход». Будем мыслить о будущем России и о том, как выбраться из этого социально-экономического и политического капкана.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show