Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Клуб Директоров
(423) 245-40-70, 249-12-26, 249-12-26
www.bazar2000.ru




РОССИЯ В ПОИСКАХ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ В РЫНКИ АТР: КАК ПОЙМАТЬ ЧЕРНУЮ КОШКУ В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ


Терский Михаил Васильевич
Зав. Приморской лабораторией экономики и глобальных проблем
Института экономических исследований ДВО РАН.
Профессор Школы экономики и менеджмента ДВФУ

12 сентября 2012 г. завершился форум АТЭС в г. Владивостоке. Идея провести форум АТЭС во Владивостоке впервые была спозиционирована Администрацией Приморского края в 2002 г. на VI Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. В то время всем казалось, что Россия вот-вот вступит в ВТО. Приморские эксперты посчитали, что для России следующей глобальной экономической задачей может стать проект интеграционного встраивания в зоны свободной торговли АТЭС.

Идея создания в АТР зон свободной торговли (ЗСТ) имеет давнюю историю. Впервые инициатива по созданию Тихоокеанской зоны свободной торговли (Pacific Free Trade Area, PAFTA) была предложена Японией в 1966 году. Она повлекла за собой создание целого ряда неправительственных организаций, объединенных идеей продвижения интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (1967 г.), Тихоокеанский экономический совет (1968 г.), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (1980 г.).

Идеология ЗСТ была сформулирована в 1994 году на встрече глав экономик АТЭС в Богорте. Богорская декларация определяла целью АТЭС (так называемые «Богорские цели») создание зоны свободной торговли и движения капиталов в Азиатско-Тихоокеанском регионе не позднее 2010 года для развитых экономик и не позднее 2020 года - для развивающихся. Особенностью «Богорских целей» стало то, что их достижение должно осуществляться на непреференциальной основе, поскольку в задачи АТЭС входит снижение торговых барьеров не только между экономиками-участницами, но и на глобальном уровне («свободный регионализм»).

    Повестка деятельности форума по достижению «Богорских целей» основывается на трех «столпах»:
  • либерализация торговли и инвестиций;
  • упрощение условий ведения бизнеса;
  • экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК).

Первые пять лет после принятия Богорской декларации прошли под знаком большого энтузиазма и оптимизма по поводу программы действий АТЭС. На волне энтузиазма экономики-участницы запустили инициативу по «Ускоренной добровольной секторальной либерализации», целью которой было ускоренное достижение свободной торговли в 15 секторах. В течение этого периода количество экономик-участниц увеличилось до 21, после чего, в 1998 году, был введен мораторий на вступление в АТЭС новых членов, который действует и по сей день.

На протяжении первого десятилетия XXI века было внесено множество предложений по интеграции в регионе. Они могут быть условно разделены на Восточноазиатское и Транстихоокеанское направления.

На Восточноазиатском направлении (East-Asian Track, EAT) наиболее значимым событием стало предложение группы АСЕАН+3 создать зону свободной торговли. Кроме того, группа АСЕАН+6 (включающая в себя АСЕАН+3, а также Австралию, Новую Зеландию и Индию) предложила инициативу Всеобъемлющего азиатского партнерства (Comprehensive Economic Partnership for East-Asia, CEPEA), которая привела к созданию такой важной политической группы, как Восточноазиатский саммит.

На Транстихоокеанском направлении (Trans-Pacific Track, TPT) после драматических событий конца 90-х годов наблюдалось снижение доверия. Однако идея транстихоокеанской интеграции была возрождена в 2004 году вместе с предложением создать Зону свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Free Trade Area of the Asia-Pacific, FTAAP), которое изначально было выдвинуто Деловым консультативным советом АТЭС. Получив на первом этапе довольно критическую оценку со стороны глав экономик АТЭС, эта инициатива в последние годы занимает все более важное место в интеграционной повестке форума.

Развитие по направлению TPT получило дополнительный толчок, благодаря начатым в 2010 году переговорам о создании Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership, TPP). Переговоры были инициированы США, что отражает изменение стратегии и смещение акцента в экономической политике США в сторону Восточной Азии. Основная идея инициативы TPP заключается в том, что данное партнерство может стать важным шагом на пути создания зоны свободной торговли в АТР.

В 2010 году главы экономик АТЭС сделали важное заявление, суть которого сводится к сближению двух направлений. Инициатива FTAAP определяется как важный инструмент региональной экономической интеграции в долговременной перспективе, и принято решение переходить к конкретным мерам по ее реализации. Предложения групп АСЕАН+3, АСЕАН+6 и инициатива TPP поддерживаются в равной мере - как пути реализации FTAAP. Таким образом, инициатива FTAAP была определена главами экономик как конечная цель, для реализации которой используется движение и по Восточноазиатскому, и по Транстихоокеанскому направлениям.

АСЕАН выступила с инициативой, получившей название «АСЕАН++», суть которой заключается в создании единого «шаблона» для интеграции в АТР при участии любых желающих экономик - будь то +3 или +6.

На Транстихоокеанском направлении в течение последних лет наблюдались интенсивные переговоры, приведшие к объявлению плана реализации предложенных инициатив на встрече Глав экономик АТЭС в 2011 году. Кроме того, в настоящий момент обсуждается вопрос вступления Японии, Канады и Мексики в Транстихоокеанское партнерство.

Важнейшим вопрос: есть ли у России реальная стратегия интеграционного встраивания в рынки АТР, или ее нет. Если да, то ответ должен быть, по крайне мере, если не институциалирован, то хотя бы озвучен. Если нет, то тогда надо объяснить самим себе четко и ясно, почему его нет или почему его не может быть.

На саммите глав АТЭС в г. Владивостоке 2012 г. первый вице-премьер Правительства РФ И. Шувалов заявил, что «Россию не устраивают классические варианты зон свободной торговли, которые реализуют страны АТЭС, поэтому Россия будет искать свою модель и предлагать ее для наших торговых партнеров».

    ЧТО ЖЕ НЕ УСТРАИВАЕТ Россию в моделях ЗСТ, реализуемых на пространстве АТЭС?
    Это, прежде всего, базовые принципы, на которых строится практика зон свободной торговли.

    Первый принцип. Полная отмена (кроме специально оговоренных исключений) импортных пошлин.

    Второй принцип. Отмена контингентирования импорта (т.е. количественных или стоимостных ограничений импорта, введенных на определенный период) во взаимной торговле.

    Третий принцип. Установление единых правил определения страны происхождения товаров. Эта мера нужна, чтобы не допускать распространения внутри АТЭС взаимных льгот на изделия, произведенные за ее пределами (так называемые «внезональные» товары, четко отделяемые от «зональных»).

    Четвертый принцип. Отказ от единого внешнеторгового тарифа в отношении третьих стран.

    Пятый принцип. Недопущение диспропорций по торговым группам.

    Шестой принцип. Устранение таможенных пошлин и сборов чисто фискального характера, а также элементов таможенной защиты тех или иных товаров, содержащихся во внутренних налогах и сборах, и экспортных пошлин во взаимной торговле, уменьшение ограничений конкуренции.

Большинству зарубежных экспертов нечеткость позиции России в отношении основных интеграционных целей АТЭС кажется непонятной. С экономической точки зрения, отношения России с объединенным европейским рынком, который консолидировано противостоит российском бизнесу, постепенно приобретают форму открытой конфронтации. Российское правительство понимает, что переломить ситуацию в ближайшие годы вряд ли удастся, в лучшем случае - сгладить конфронтационные обострения.

В АТР России противостоит формирующийся консолидированный рынок стран АТЭС. Вполне вероятно, что к 2020 г. Россия окажется единственной периферийной страной, не участвующей в многосторонних интеграционных процессах АТР. Россия может быть зажата как сырьевой поставщик первичных товаров и услуг, включая транспортные, между двумя консолидированными рынками.

Возникает дилемма: либо Россию это устраивает, либо Россия хочет стать одним из активных глобальных игроков, включенным в одну из интеграционных группировок. Можно ли интегрироваться в АТР? Это вопрос, на который нет ответа.

Сегодня предлагаются как минимум три сценария, на базе которых Россия готова интеграционно встраиваться в рынки АТР.

    Первый сценарий. Активное взаимодействие по вхождению в проекты зон свободной торговли. Для реализации этого сценария необходимы:
  • структурная перестройка экономики Тихоокеанской России на новых технологических платформах;
  • включение в деятельность коллективных финансовых институтов АТР;
  • создание новых рыночных институтов, обеспечивающих эффективное обслуживание бизнеса на принципах «открытой экономики».
    Второй сценарий. Интеграционная стагнация. Механизмы интеграционного взаимодействия России со странами АТР, сложившиеся к 2012 г., остаются неизменными. В рамках данного сценария интеграционная политика Россия в АТР будет реализовываться по следующим направлениям:
  • поиск моделей двусторонних соглашений о свободной торговли;
  • расширение использования национальных валют в расчетах;
  • закрепление на сырьевых рынках АТР;
  • инициирование инфраструктурных проектов, обеспечивающих доступ российских ресурсов на рынки АТР.
    Данный сценарий Правительство России устраивает больше всего, так как избавляет от необходимости запуска на Дальнем Востоке программ ускоренного «догоняющего технологического развития».
    Третий сценарий. Усиление дезинтеграционных тенденций в интеграционных проектах, прежде всего создания зон свободной торговли. Он связан с возможностью отказа ключевых стратегических игроков от участия в интеграционных процессах.
    Такие возможности эксперты связывают, прежде всего, с ожиданиями пересмотра подходов к принципам зон свободной торговли со стороны Китая. Превращение в середине ХХI века Китая в мировую сверхдержаву может подтолкнуть китайское правительство к продвижению своей «особой модели глобальной интеграции». Для России, учитывая ее слабую интеграционную взаимозависимость с экономиками АТР, данный сценарий принесет минимальные потери, по сравнению с другими странами АТЭС.
    В заключение нужно определить, какие же реальные результаты получила Россия, дальневосточный бизнес от реализации проекта форума АТЭС в г. Владивостоке.

    Первое - это опыт выполнения государством своих бюджетных инвестиционных обязательств по реализации крупных социально-инфраструктурных проектов в условиях финансового кризиса и бюджетного дефицита. Создан «положительный пример» участия государства в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Построенные за счет бюджетных средств инфраструктурные проекты (гостиницы, кампус ДВФУ) передаются в управление частному бизнесу.

    Второе - созданы институциональные инструменты правового обслуживания крупных инфраструктурных проектов. Удалось найти правовые формы решения земельных вопросов и сокращения сроков проектной и технической экспертизы. К сожалению, при переходе на новую модель управления сроками проекта не удалось обеспечить надлежащее качество строительства, но это уже следующая задача.

    Третье - на форуме АТЭС представители крупного мирового финансового бизнеса отметили: Правительство РФ продемонстрировало готовность реализовывать проекты на принципах государственно-частного партнерства с привлечением иностранных инвесторов. И на наш взгляд, это самый важный результат. Он формирует новые контуры экономического доверия к России.

В заключение необходимо отметить, что любые инфраструктурные проекты - это всего лишь возможность развития. Для того, чтобы эта возможность воплотилась в денежные потоки, необходима экономическая энергия бизнеса, его готовность и способность наполнить созданную инфраструктуру содержательным действием.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Колчак и Дальний Восток
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show