Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

ДАЗЭЛ, Группа компаний
(423) 246-48-46
www.dazel.ru



СОЗДАДИМ МУЗЕЙ СВАРКИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ!

Архитектурная концепция застройки территории на северном берегу бухты Золотой Рог (на месте нынешнего расположения СРЗ №178 и ОАО «ХК Дальзавод») включает в себя создание культурно-выставочного комплекса музея Военно-Морского флота. Наряду с музеем ВМФ, упомянут также и музей Истории техники.

Уважаемые бизнесмены!

В рамках создания Музея техники предлагаем создать Музей сварки, одним из экспонатов которого должен стать мемориал «Первого цельносварного судна», который пока еще сохранен в удовлетворительном состоянии на территории Дальзавода, в районе проходной на площади Луговая.

Одним из возможных мест размещения данного музея могли бы стать помещения Центрального склада Дальзавода - архитектурно-исторического памятника, там, где в 1936 году, опять же впервые в стране, было налажено промышленное производство покрытых электродов для электродуговой сварки. В настоящее время в данных помещениях располагается школа сварщиков и сварочная лаборатория.

Таким образом, мог бы быть создан действующий историко-технический комплекс, охватывающий весь период развития сварки на Дальнем Востоке, от зарождения до её современного состояния. Расположение его там, откуда все начиналось, символично. А то обстоятельство, что данная территория становится деловым центром города, могло бы помочь нашим потенциальным деловым партнерам убедиться в том, что у наших нынешних возможностей давние, глубокие и надежные корни.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Телефон: (423) 246-48-46
corporate@dazel.ru


ПЛАМЕНЕМ СЕРДЦА


В прошлом номере нашего журнала героем рубрики «Без галстука» был Ю.К. Тюлькин, директор Группы компаний «ДАЗЭЛ», рассказавший о том, с чего начиналась деятельность компании «ДАльЗаводские ЭЛектроды». Как и многие его коллеги, он на себе испытал все прелести переходного периода создания нового экономического строя в современной России. В то время как другие директора в условиях тотального сворачивания прежних производств стремились избавиться от непрофильных активов, Юрий Константинович в своем холдинге сохранил такую уникальную и важную для будущих проектов структуру, как Центр обучения и аттестации сварщиков (ЦОАС). Актуальность и востребованность этого направления очевидна (достаточно взглянуть на объем сварочных работ при строительстве объектов саммита АТЭС).

С чего начиналось сварное дело? Кто стоял у истоков? Где впервые в России были построены цельносварные суда? На эти вопросы мы попросили ответить Геннадия Петровича Турмова, много лет возглавлявшего ДВПИ (из стен которого вышло немало специалистов этого профиля) и собравшего немало уникальных материалов о Викторе Вологдине - основателе сварного дела на Дальнем Востоке.

Интерес к фигуре Виктора Вологдина появился у меня еще в студенческие годы, когда я работал судосборщиком на Дальзаводе, и каждый раз, проходя мимо заводоуправления, читал на мемориальной доске, что здесь работал Виктор Вологдин, и что здесь было построено первое в Советском Союзе цельносварное судно.

На старших курсах сварку нам читал доцент Михаил Степанович Куликов, один из учеников Виктора Петровича, который о Вологдине рассказывал очень скупо. Доцент Куликов был известен среди студентов под кличкой Бенардос. Лекции его мы слушали в обветшавшем здании бывшего доходного дома (Кто знал, что через сорок лет мне придется восстанавливать и реконструировать это здание - памятник архитектуры старого Владивостока!).

В середине девяностых на Ученом Совете вуза мы утвердили стипендию имени профессора Вологдина и премию его же имени, стали проводить научно-технические конференции под названием «Вологдинские чтения». Кстати, лауреатами премии Виктора Вологдина стали не только студенты и сотрудники ДВГТУ, но и других вузов, в том числе и зарубежных…

Позднее появились мемориальные доски на здании нашего вуза и на одном из зданий Дальзавода, расположенном в безымянном переулке, переименованном в «Проезд имени Вологдина».

НЕМНОГО ИСТОРИИ.

В начале 20-х годов прошлого века Виктор Петрович Вологдин был ректором двух дальневосточных вузов: Владивостокского политехнического института и Государственного дальневосточного университета. Он был человеком с очень непростой судьбой и оказался во Владивостоке тоже в непростое время - в 1918 г. Омским Верховным правителем А.В. Колчаком Виктор Вологдин был назначен техническим директором самого крупного на Дальнем Востоке предприятия - Дальзавода, занимавшегося судоремонтом.

Об этом мне рассказывал ветеран нашего вуза Иван Васильевич Горбачев, один из учеников Вологдина. Он сообщил также, что Вологдину в свое время было присвоено звание капитана второго ранга. Тогда я ему не поверил, так как никаких документов по этому поводу не нашлось.

А время, когда Вологдин прибыл во Владивосток, было очень неспокойное, одним словом - лихолетье. Во Владивостоке одно за одним менялись правительства, происходили мятежи и перевороты, по городу и людским судьбам огромным многотонным катком прокатилась интервенция войск стран Антанты и Японии, финишировал белочехословацкий мятеж, начавшийся где-то в Поволжье, да и вообще, как известно, Гражданская война закончилась в Приморье только в 1922 г.

Во Владивостоке в годы Гражданской войны интеллигенции несладко жилось. Сюда вместе с отступающими белогвардейскими войсками по Великой Сибирской магистрали - КВЖД (Китайско-Восточной железной дороге) устремились, спасаясь от революции, инженеры и профессоры, писатели и артисты, поэты и журналисты. Для многих из них этот путь был в одну сторону и в прямом, и в переносном смысле (на большинстве участков КВЖД была одноколейной).

Большой интерес представляют сведения о Викторе Вологдине, найденные мною в государственном архиве Военно-морского флота. В документе, датированном 20 июня 1919 г. и подписанном лично адмиралом А.В. Колчаком, объявляется приказ о переименовании «инженер-механика старшего лейтенанта с производством в инженер-механика капитана второго ранга» коллежского асессора Виктора Вологдина со старшинством с 24 декабря 1917 года. (Вот и подтвердились слухи о том, что Виктор Петрович Вологдин был капитаном второго ранга!)

Также были найдены: список офицерских чинов Морского ведомства, представляемых к награждению орденами, и приказ Верховного правительства от 1 августа 1919 г. Верховный правитель повелел «за мужество и храбрость, оказанную в борьбе с большевиками, наградить орденом Св. Владимира 4 степени с мечами и бантом капитана 2 ранга Вологдина Виктора...» Ранее, как указано в «Списке...», Виктор Петрович был награжден орденом Св. Станислава 3 степени.

Как сохранила судьба Виктора Петровича Вологдина в тридцатые годы, в то трагическое время? Если бы эти документы попали в руки следователей ГПУ-НКВД, то одного заступничества К. Ворошилова, как пишет об этом В. Шевченко в своей книге «Сварщик Виктор Вологдин», было бы явно недостаточно. Судьба спасала одних, но не пощадила других. Жестокое было время...

Я нередко задаю себе вопрос: а было ли другое время в моем отечестве, было ли оно когда-нибудь милосердным?

Перелистывая архивные документы, погружаясь в «дела давно минувших дней», я думаю о том, что все великие дела в России люди совершали пламенем сердца.


БУКСИРНЫЕ КАТЕРА ТИПА «Ж», «ЖС» и «ЖСЛ»

Особое место в истории советского судостроения принадлежит малым морским буксирам (буксирным катерам) типа «Ж», серийная постройка которых началась на Дальзаводе во Владивостоке с 1926 г. Эти буксиры водоизмещением всего 30 т предназначались для буксировки промысловых вспомогательных судов и плавсредств водоизмещением до 200 т с удалением от порта - убежища не более чем на 20 миль.

Еще летом в 1921 г. на Дальзаводе на базе сварочной мастерской, основанной по инициативе профессора В.П. Вологдина, был создан небольшой сварочной цех. Здесь были изготовлены первые сварные котлы и резервуары.

В 1925 г. В.П. Вологдиным создается на Дальзаводе первая лаборатория электродуговой и газовой сварки. В январе следующего года комиссия ВСНХ ознакомилась с постановкой сварочных работ на заводе и признала желательным провести опыт постройки полностью сварного судна.

Прототипом его стал серийный буксир типа «Ж». Проектирование вели инженеры Р.А. Гребенщиков, Н.Я. Славянский, Т.Т. Голицин под общин наблюдением В.П. Вологдина. В постройке катера принимал участие первый выпускник ДВПИ по специальности «Элекстросварка» Г.В. Шевченко.

Кстати, в музее ДВГТУ хранится документ, согласно которому признается, что первых в СССР инженеров-электросварщиков начали готовить именно во Владивостоке, в ДВПИ им. В.В. Куйбышева.

Первое в СССР полностью сварное судно - буксирный катер «ЖС» - было заложено весной 1930 г. и сдано в эксплуатацию в следующем году. По архитектуре «ЖС-1» принадлежал к типу однопалубных судов (длина 17,4 м, ширина 3,8 м, осадка 1,93 м) с небольшой рубкой, удлиненным баком и капом над машинным отделением. Дизельный двигатель мощностью 150 л.с. обеспечивал скорость хода без груза около 8 узлов, тяга на гаке составляла около 1 т.

Технология постройки первого сварного катера предусматривала применение линейно-контактных соединений элементов набора взамен плоскостно-контактных, характерных для клепаных конструкций. В то же время пазы наружной обшивки выполнялись внакрой (для облегчения заготовки и сварки), стыки листов обшивки располагались на полках соответствующих шпангоутов, повернутых планкой к обшивке. Применение сварки обеспечило экономию массы корпуса около 19,6%, а трудоемкость постройки сварного корпуса по сравнению с клепаным снизилась на 31,4%.

Испытание «ЖС-1» показали достаточную прочность соединений набора и обшивки, и в конце 1931 г. Дальзавод начал постройку сразу десяти однотипных сварных катеров (длина - 15,3; ширина - 3,62; осадка - 1,15 м). На одном из них, получившем обозначение «ЖСЛ», применили упрощенную форму корпуса - с прямолинейными шпангоутами, имевшими по два «слома» на каждом борту. Благодаря этому нововведению удалось значительно упростить процесс изготовления листов обшивки - все они имели цилиндрическую или веерообразную форму. Мореходные качества буксира «ЖСЛ» оказались не хуже, чем у «ЖС». Серийное строительство буксирных катеров этих типов продолжалось и после Великой Отечественной войны. Многие из них имели собственные имена (например, «Коршун») и эксплуатировались не только в морских портах, но и на реках. Общее количество построенных буксирных катеров типов «Ж», «ЖС» и «ЖСЛ» составило около 200 единиц.

Буксирные катера типа «Ж» эксплуатируются и в настоящее время. Созданы они по проектам, которые периодически модернизируются с учетом развития техники. Эти катера сыграли значительную роль в развитии народного хозяйства Дальнего Востока: использовались как разъездные, портовые, пожарные и лоцманские суда. В годы Великой Отечественной войны часть буксирных катеров была вооружена и переоборудована в посыльные суда, суда охраны рейдов и тральщики.

Известен, например, случай, подтверждающий высокие мореходные качества этих судов. Экипаж катера Ж-257 совершил беспримерный 82-дневный дрейф по просторам бурного в зимнее время Тихого океана. Ураган угнал судно с острова Парамушир в конце ноября 1953 г., и только в конце февраля 1954 г. его обнаружили у восточных берегов Камчатки. Все шестеро моряков были живы.

Недалеко от одной из проходных Дальзавода установлен памятник буксиру типа «Ж», часть фрагментов которого представляют детали первого цельносварного катера, а на здании управления Дальзавода в свое время была установлена мемориальная бронзовая доска с текстом: «В 1930 г. здесь построено первое в Советском Союзе цельносварное судно. Строительство велось под руководством и при непосредственном участии профессора Виктора Петровича Вологдина». К сожалению, до настоящего времени доска не сохранилась.


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:


27 Aug, 2013 01:12
Валентин Вологдин
С большим интересом открыл для себя новые страницы колчаковского периода жизни моего двоюродного деда Виктора Петровича Вологдина.
Спасибо Геннадию Петровичу.
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show