Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Транзит-2000
(4232) 431366, 211091, 267376
http://www.tranzit2000.ru



НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИИ


Нефтяная промышленность играла важную роль в экономике царской России, вступившей во второй половине XIX в. на капиталистический путь развития. До середины 80-х гг. XIX века она стремительно развивалась и вышла на мировой рынок, став серьезным конкурентом американской нефтяной промышленности.
Промышленная добыча отечественной нефти была сосредоточена в двух районах: на Апшеронском полуострове (в Бакинской губернии) и на Северном Кавказе (в Терской и Кубанской областях). Еще в средние века добыча нефти в Баку являлась монополией персидских шахов. Известный венецианский купец Марко Поло, путешествовавший в конце XIII века по берегам Черного и Каспийского морей, в своих очерках писал, что нефть вывозилась из Баку в окрестные местности на верблюдах. Бакинские источники нефти перешли к России при Петре I (1723 г.), но в 1735 г., в царствование Анны Иоанновны, были вновь возвращены Персии. Только в 1813 г. по Гюлистанскому трактату Баку окончательно отошел к России и ханские нефтеисточники стали государственной собственностью.
К концу XIX века действовало свыше 300 буровых скважин, около сотни заводов занимались переработкой нефти. Российская нефтяная промышленность с каждым годом развивалась все более быстрыми темпами. Нефть, вытеснившая, по выражению Д.И. Менделеева, лучину из крестьянской избы, стала одним из основных продуктов потребления, спрос на который постоянно возрастал.

В конце XIX - начале XX века самые крупные действующие месторождения нефти в мире находились в США и России. Высокие темпы развития российской нефтяной промышленности позволили ей со второй половины 90-х годов XIX века стать мировым лидером по добыче нефти. К примеру, в 1900 г. Россия добыла 632 млн. пудов. Однако с 1903 г. вперед выходят США. Как главные нефтедобывающие государства, Россия и США являлись основными поставщиками нефти и ее производных на мировой рынок.

Введение российским правительством в 1891 г. высокой пошлины на иностранные продукты перегонки нефти обеспечило монополию отечественного керосина на внутреннем рынке и перспективу на мировом. Первоначально российский керосин (как и прочие нефтепродукты) в основном экспортировался в европейские страны, главным образом в Англию, Австрию, Голландию, Турцию и Италию. Позже отечественные нефтепродукты стали проникать и в страны Дальнего Востока: Индию, Индокитай, Китай, Японию. В 1890 г. 70% русского керосина экспортировалось в Европу, но уже 3-4 года спустя больше половины его отправлялось в восточные страны. Керосин в ящиках из Батума доставлялся на парусных и паровых судах, а наливной - исключительно на паровых. Свыше 95% вывозимого из Батума керосина доставлялось английскими пароходами, которые фрахтовались в Лондоне.

В Китай русский керосин доставлялся в ящиках и наливом. Одним из главных распределительных пунктов для керосина был Гонконг, который снабжал этим продуктом все города и провинции Южного Китая. Вторым распределительным центром являлся портовый город Шанхай.В Японию наливной керосин из Батума привозился на собственных паровых и парусных судах. После Британской Индии и Китая именно Япония являлась третьим керосиновым рынком для России на Дальнем Востоке. В вывозе нефтяных продуктов через Батум на долю фирм братьев Нобель и Ротшильд (Каспийско-Черноморское Товарищество) приходилось 50-60%. В последнее десятилетие XIX века в экспорте преобладали азиатские потребители. Наибольшее количество керосина Россия вывезла в 1904 г. - 85,1 млн. пудов.
В 1899 г. цены на керосин, коп/пуд, на европейских рынках были такие: Гамбург: русский - 100, американский - 108; Лондон: русский - 93, американский - 111.
После 1906 г. из-за экспортного кризиса Россия утратила свои ведущие позиции на восточных рынках. Из европейских государств наиболее емким был рынок Германии, потреблявший около 800 тыс. т керосина в год. Прочные позиции Россия имела в Англии, являвшейся также крупным рынком керосина среди западноевропейских государств. До 1904 г. русский керосин обеспечивал почти половину потребностей Англии. Затем лидерство здесь, как и в Германии, перешло в США.

Что же касается мирового нефтяного рынка, то на нем полную монополию имел американский трест "Стандард ойл". В 1906 г. в противовес заокеанскому тресту возникло международное европейское объединение во главе с немецким банком - "Европейский нефтяной союз", в состав которого наряду с австрийскими и румынскими фирмами вошли также "Братья Нобель", "Каспийско-Черноморское общество" и общество "Манташев и Ко". В 1907 г. монополистические объединения договорились о разделе сфер влияния, подписав соглашение, по которому доля "Европейского нефтяного союза" определялась в 25%, а "Стандард ойл" - 75%. К концу первого десятилетия ХХ в. к упомянутым международным трестам присоединилась и англо-голландская компания "Ройял Датч Шелл", настойчиво укреплявшая свои позиции как в России (на Дальнем Востоке), так и в Европе.

Объем экспорта керосина Россией на мировой рынок зависел не столько от ситуации на отечественном рынке, сколько от сильной конкуренции, прежде всего с американским трестом "Стандард ойл". В рассматриваемое время керосин являлся основным средством освещения, поэтому торговля им доминировала на мировом рынке. В отличие от других стран, в России производилось много мазута, который широко использовался в энергетическом хозяйстве."Эра керосина" (с конца XIX в. до первой мировой войны) на международном рынке была отмечена острой конкурентной борьбой за места сбыта этой нефтяной продукции и керосиновой войной (1910-1912 гг.).

В условиях вытеснения русского керосина с заграничных рынков центр тяжести экспорта нефтепродуктов России стал смещаться в сторону смазочных масел. Главным экспортером смазочных масел являлось товарищество братьев Нобель, за ним - Ротшильд, Шибаев, Лиознов, Менташев и другие. Благодаря своим отличным качествам русские смазочные масла в то время пользовались на мировом рынке устойчивой репутацией и постоянным спросом.
Российский экспорт смазочных масел в 1901 - 1904 гг. в среднем составлял 12,8 млн. пудов, а в 1912 г. - 16,47 млн. пудов. В общеевропейском экспорте масел Россия в 1911 г. имела 21,1%, США - 63,3%, Румыния - 2,9%. На европейском рынке главными потребителями смазочных масел были Англия, Германия и Бельгия. Конкурентами России являлись США и Румыния.
Продолжение следует


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Финансовый анализ предприятий в России
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
Услуги зарубежных страховых компаний в России
История одного барреля
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show