Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Клуб Директоров, издательство
(423) 245-40-70, 245-08-78
www.bazar2000.ru



МЕЦЕНАТЫ В РОССИИ


Нет ничего согласного
более с природой человека,
чем благотворительность
                            Цицерон

Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Делать добро ближнему - это потребность человека, но у состоятельных людей для этого больше возможностей. Среди таких людей известны и такие, кто и работал-то для того, чтобы эти возможности были.

Строго говоря, помощь нуждающимся - это дело правительства. Государство и берет налоги с населения на эти цели (а в условиях обобществления производства у людей забиралось практически все, кроме прожиточного минимума, вроде бы на полное обеспечение социальных потребностей людей). Народ, вроде бы, мог рассчитывать в беде на государство. Что же на практике? У государства никогда не хватало средств на социальные нужды. Деньги шли на военные нужды, на расходы административного аппарата, на проекты, памятники и т.д. Без помощи государства люди попадали в очень сложные обстоятельства.

Понятие «Социальная ответственность» существует уже много лет. И если само понятие появилось в экономике сравнительно недавно, то действия, связанные с этим понятием, производятся уже несколько столетий.

В экономической жизни дореволюционной России отношение населения к бизнесу, людям торговым и промышленным имеет исторические и культурные корни. На развитие промышленности и торговли в России оказали влияние несколько факторов:

  • Природно-климатические условия. С одной стороны, огромные по европейским масштабам расстояния, бездорожье летом, жуткие холода зимой затрудняли развитие торговли; с другой стороны, они же ограничивали рост богатства - излишка над необходимым для жизни (потребность в избах из-за крутости морозов, теплой одежде, усиленном питании).
  • Изоляция Московской Руси от других стран, сохранявшаяся практически до XVII - XVIII веков.
  • Фискальная политика государства, постоянно нуждавшегося в деньгах и выколачивавшего из населения все, что могло взять. В качестве основного покупателя длительное время выступало не само население, а государство, немногочисленные элитные слои и «заграница».
  • Политика государства, которое вплоть до Петра I не заботило развитие торговли и промышленности. С момента венчания на царство Ивана Грозного (1547 г.) по начало царствования Петра Великого (1682 г.) насчитывается не более десятка государственных актов, относящихся к торговле и промышленности. В то же время, за период царствования Петра I (до 1725 г.) таких актов было более 30. Однако фактически, вплоть до Екатерины Великой, государство ограничивалось политикой протекционизма, не создавая широких возможностей для развития четвертого сословия, городов как центров промышленности и торговли.
  • Наконец, крепостное право, ограничивающее перемещение крестьян и возможность массового использования их труда в промышленности и торговле. По существу, лишь в 70-80-е годы XIX столетия в связи с ростом населения крестьянство начинает более или менее активно выдавливаться в города, где часть из них работает по найму, а часть, хотя и незначительная, через землячества и конфессиональные общины (старообрядчество) начинает включаться в торговлю, извоз или иные промыслы.

Предпринимательство на Руси развивалось с большими трудностями, общество, относилось к предпринимательству негативно. Во многом - из-за русского менталитета, имеющего исторические и культурные установки на коллективизм в его общинно-уравнительной форме. Община и семья были необходимы для выживания человека в тех условиях в которых он проживал. А условия были тяжелыми - суровый климат и внешние опасности не позволяли расслабляться. Поэтому тех, кто выделялся из общества, тех, кто стремился работать в одиночку, «на себя», общество подвергало порицанию.

Тем не менее, предпринимательство на Руси развивалось. Зарождались целые династии. И в процессе этого развития виднейшие предприниматели дореволюционной России стали осознавать свою ответственность перед обществом, что привело к широкому распространению в их среде благотворительности и меценатства. Особенно в двух сферах: социальной (борьбы с нищетой) и культурной (создание национальной культуры). Именно при соприкосновении с духовностью, нравственными поисками, культурой, в общении с творческими людьми быстрее всего зарождались и широко заявляли о себе в предпринимательской среде элементы цивилизованного, гражданского сознания, либерального мышления, подлинного, а не мнимого патриотизма.

Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни, практические навыки которой воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей - о любви к ближнему. Свое выражение это получило в раздаче милостыней. Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

По определению Э.А. Фомина, благотворительность - это «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает собтвенных ресурсов для полноценного функционирования».

Любить ближнего - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. «В рай входят святой милостыней», - говорили в старину, - «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу, нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать за кого молиться. В Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей. Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь туда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась до конца XVII века.

Продолжение следует


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show