Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Комитет инвестиционного развития территории и отраслей
22-10-19



 Есть ли связь между этими словосочетаниями?
 Почему проведение такого редкого для России вообще и Приморского края в частности мероприятия, каким был Форум АТЭС, вызывает у наших соотечественников больше негатива, чем позитива?
 Почему общественное сознание россиян столь инерционно?
 Где же они, стратегические направления прорывов в Новое Качество жизни...


РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ФОРУМ АТЭС


Утверждение. Известны четыре базовых условия для того, чтобы поток инвестиций в стране имел устойчивую тенденцию к росту:

  • открытость финансовой отчетности субъектов хозяйствования и соответствие ее международным стандартам;
  • наличие публичной стратегии;
  • экономическая устойчивость и положительная кредитная история;
  • профессиональный менеджмент, владеющий в том числе инвестиционным инструментарием.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий делают бизнес рискованным и инвестиционно непривлекательным. То, что в России все эти 4-е условия находятся на различных стадиях реализации и не существуют в чистом виде, вряд ли необходимо доказывать. Но как объяснить тем нашим согражданам, которые продолжают примитивно-утилитарно и преимущественно негатив- но комментировать проведение мероприятий, подобных Форуму АТЭС, что в сложившейся ситуации есть только два выхода:
Выход 1. Ничего не делать, укрыться вновь за железным занавесом и продолжить процесс самоедства в государственном масштабе. Но ведь это уже было?
Выход 2. Делать то, что делает весь цивилизованный мир: активно участвовать во всех международных проектах и конкретными делами отрабатывать вложенные ресурсы понимая при этом, что нельзя получить что-либо, предварительно не вкладывая свой ресурс, организационный, интеллектуальный, финансовый и т.д.

Бесконечный ряд подобных  вопросов, на которые мы так и не нашли пока ответа, можно продолжить. Прошедший Форум в обоих своих модулях - Симпозиуме и Инвестиционной ярмарке, будучи весьма ресурсоемким мероприятием, добавил новые вопросы и оставил после себя огромное интеллектуальное пространство для осмысления сделанного, услышанного, недообсужденного, недоделанного и т.д. Один из контекстов такого осмысления - РАЗВИТИЕ.

Развитие - это качество, присущее экономически развитым государствам мирового сообщества во все времена и утраченное, к сожалению, в России, несмотря на революционность неудавшегося эксперимента со строительством пролетарского государства в начале прошлого века. Печальный опыт экономической стагнации советского государства в конце XX-го века стал причиной происходящих социальных аномалий. Одним из объяснений неэффективности экономических реформ в сегодняшней России является, по моему глубокому убеждению, сформировавшийся в социально, национально, экономически, политически разорванном обществе ген, если можно так сказать, переменофобии. Обжегшись на попытке революционных преобразований и преимущественно негативного опыта рыночных реформ, российское общество, несмотря на затянувшийся стагнационный период, все еще находится в социокультурном шоке и отвергает любые революционные технологии. Как это ни печально, но вместе с опытом (как негативным, так и позитивным) социальной революции Россия продолжает терять опыт научно-технической революции.

В то же время, в набирающем темп разбеге нового века уже недостаточно просто констатировать факт изменчивости окружающего мира. Динамика изменений стремительно нарастает и малейший застой общества грозит ему отставанием уже навсегда. Для России эта ситуация усугублена затянувшейся не технологичностью модельного перехода от административной системы управления к рыночной, и вполне возможно, что ее ослабленный несистемными управленческими решениями последнего

10-тилетия хозяйственный организм государства может просто не выдержать столь длительных по времени и многообразию перегрузок. В такой ситуации хозяйственный организм российского государства нуждается не просто в нестандартных движениях, а в системных, динамично нарастающих многофункциональных нагрузках. Следует отметить, при этом, что ждать, что кто-то посторонний (зарубежный партнер, отечественный бизнесмен, страны СНГ) возьмет на себя роль Тренера, определяющего уровень нагрузок на все еще не совсем вменяемую российскую экономику - наивно, и поэтому это возможно только в форме перманентного само тренинга. Никто кроме нас самих не может запрограммировать успех, достичь которого можно только путем колоссального напряжения сил народа.

Будучи частью огромного и пока не собранного в единый высокоэффективный хозяйственный комплекс механизма российского государства, Приморский край, географически выдвинутый в экономически развивающийся Азиатско - Тихоокеанский Регион (АТР), давно уже находится в ситуации самоопределения. В отсутствии четко сформулированной и экономически подкрепленной политики России в АТР, приморскому топ менеджменту непросто выстроить внешнюю политику, но ситуация требует делать это постоянно и гораздо более активней, чем это делается сейчас.

Форум АТЭС в сложившейся ситуации - одна из редких возможностей использования части мирового пространства для саморазвития Приморского края.

Напомню читателям, что АТЭС была создана в 1989 г. с целью способствования ускорению развития торговли в Тихоокеанском регионе и как реакция на растущую взаимозависимость экономик в Азиатско-тихоокеанском регионе. К настоящему времени участниками АТЭС являются 21 страна и территория. Обращает на себя внимание экономическая разнородность этих стран, отличающихся по размерам, плотности населения, природным ресурсам, уровню экономического развития и хозяйственному потенциалу. Но именно эти различия открывают огромные возможности для осуществления взаимной торговли и инвестиций. Россия в АТЭС вступила в 1997 г.

Более, чем за десять лет рыночных реформ произошли коренные изменения отношений России со странами Тихоокеанского региона. Суть этих изменений можно выразить следующим образом: от отношений <безопасности> в конце 80-х годов, к отношениям <экономического сотрудничества> во второй половине 90-х и закладке фундамента отношений <экономического партнерства> в начале XXI века.

Для превращения этой тенденции в устойчивую необходимость нужно не только теоретически осмыслить имеющиеся проблемы, но определить способность и готовность национальных субъектов экономической и политической силы к согласованным действиям. В чем же суть проблем, на решение которых правительствам стран АТР, включая Россию, необходимо сосредоточить свои усилия:

  • во-первых, это проблемы, связанные с отношениями между "малыми" экономиками юго- и северо-восточной Азии и "большими" экономиками США и Японии, на долю которых приходится около 30 процентов мирового валового продукта. Большинство стран АТР - это малые экономики, очень чувствительные к любым изменениям мировых рынков;

  • во-вторых, это проблемы, связанные с существенными различиями в уровнях потребления, следовательно, формировании рынка сбережений. Доля расходов семей из индустриально развитых стран на продукты питания составляет 10-15 процентов совокупного семейного бюджета. В большинстве стран АТР, в том числе и Китае, эта доля колеблется от 60 до 80%;

  • в-третьих, это существенные разрывы в возможностях привлекать высокачественные инвестиционные ресурсы. По оценкам экспертов, свыше 70 процентов прямых инвестиций, привлекаемых в развивающиеся страны АТР, - это ресурсы с понижающейся сравнительной международной эффективностью, что усиливает существующие технологические разрывы.

Форумы АТЭС как раз и являются тем местом, где эти проблемы обсуждаются, где представляется возможность делать важные шаги в выстраивании коммуникативных отношений между представителями интеллектуальной и экономической элит различных стран. На Форум во Владивосток приехали международные эксперты из 13 стран. Общее число иностранных участников составило 63 человека. Российских участников было около 250 из 16 субъектов федерации и городов. Структурно форум состоял из двух частей:

Часть 1 - Симпозиум. (4-7.09.02)

На пленарных заседаниях симпозиума, за 2 дня было заслушано 19 докладов и проведен один круглый стол. Впервые за всю историю инвестиционных форумов российским экспертам было предоставлено право выступить с 9 докладами из 19, в то время как на предыдущих конференциях со стороны России было представлено по одному докладу. Заседания конференции транслировались в системе Интернет по всем миру. Решения по отбору экспертов, в том числе и российских, принимались секретариатом АТЭС. Такое отношение к отбору и участию российских экспертов в процессах жизнедеятельности в АТР, вполне возможно является констатацией того, что к мнениям и оценкам тенденций развития мировых экономических процессов российских экспертов начинают прислушиваться в мире.

Какие же особенности и сложности развития инвестиционных процессов в Тихоокеанском регионе проявились в процессе обсуждений?

Во-первых, взгляды американских, китайских, филиппинских, российских экспертов существенно различаются в понимании механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата. Для развивающихся экономик основным инструментов привлечения прямых инвестиций являются налоговые преференции. Для развитых - формирования открытой модели рынка и новой культуры инвестиционного управления. А как же Россия, с ее огромной и разбалансированной экономикой, низкой производительностью труда и идеологическим нигилизмом, трудовой распущенностью и социальной деградацией, неэффективным менеджментом и продолжающимся ресурсным исходом?

Во-вторых, в ряде докладов была раскрыта активная роль государства в внедрении рыночных механизмов. Особенно интересен для нас опыт Китая и Новой Зеландии. Но как много времени нам понадобится для того, чтобы значительно повысить качество государственного управления? "Не может быть эффективной экономики без эффективной власти", было сказано на совещании руководителей известного образовательного "Морозовского проекта" и руководителей Минтруда, Миннаца, Минобразования и других министерств РФ в 1999 г. Таким образом именно качество государственного управления было, есть и остается базовой компонентой снижения инвестиционных рисков.

В-третьих, было отмечено, что ключевым фактором формирования инвестиционной привлекательности региональных экономик является развитие сервисной инфраструктуры, прежде всего - информационных систем и информационных баз данных. Особенно это важно для защиты и продвижения инновационных инвестиций. Но надо отдавать себе отчет в том, что процессы формирования сервисной инфраструктуры неотделимы от самого инвестиционного процесса и если этого процесса нет, то и инфраструктурность сервисного комплекса будет носить искусственный характер. Оба процесса - движение инвестиций и формирование сервисной инфраструктуры должны быть запараллелены и синхронизированы.

В-четвертых, отмечали докладчики, в развивающихся экономиках сегодня продолжается поиск эффективных механизмов привлечения инвестиций в разработку минерального сырья. Концессионные соглашения о разделе продукции предлагается использовать только при разработке шельфовых месторождений. В отношении остальных следует применять обычный режим. Для России же современной важен сам шаг к применению концессионных технологий в практике хозяйствования.

Есть, конечно же, и в-пятых и в-шестых, но суть моих размышлений в данной статье состоит не в механистическом перечислении плюсов и минусов Симпозиума, а в ощущении его некоторой незавершенности. Основанием для такого утверждения является фактическое отсутствие дискуссии, даже не острой, хотя именно "жесткие" дискуссии создают возможности для "мягких" технологий международного взаимодействия. Поэтому я вынужден констатировать тот факт, что при наличии весьма содержательных докладов топ менеджеру симпозиума не удалось выполнить свою главную задачу - произвести то, что методологи называют "сборкой" и правильно расставить акценты. Это значительно снизило эффективность первой части Форума АТЭС.

Что же в сухом остатке?

Первое. Наши специалисты, бизнесмены, политики смогли принять участие в представительной международной конференции. Не нужно было никуда ехать, чтобы познакомиться и пообщаться с ведущими специалистами как стран ATP, так и России;

Второе. Мне показалось, что сложилось общее понимание того, что одна из целей, от достижения которой зависит объем капиталовложений - это формирование эффективной коммуникационной среды международного сотрудничества. Ее эффективность состоит в том, чтобы страны с разными моделями хозяйствования и разным уровнем накопленного экономического потенциала посредством перманентного общения в этой среде  могли бы стать экономиками взаимодополняющими друг друга и обеспечивающими столь необходимый для всех стран - членов АТЭС, эффект синергии.

Третье. Может быть, пришло понимание появления еще одной возможности для принципиально иных действий по результатам Форума. Смысл такой принципиальности состоит в явно выраженной наступательной политике сотрудничества со странами АТЭС на основе четко сформулированной политики России на Дальнем Востоке. В этом смысле некоторые последние заявления Президента России могут послужит лишь основанием для появления акцентированной ДВ политики и поводом для дальневосточного топ-менеджмента добиться, чтобы это было так, а не иначе.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show