Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Институт международного бизнеса и экономики ВГУЭС
40-43-50
www.vvsu.ru



С целью получения информации о потребительских предпочтениях на рынке банковских продуктов и услуг в июне 2008 года проведен опрос потребителей на основе специально разработанной анкеты. Для проведения исследования была сформирована квотная детерминированная выборка, объем которой составил 390 человек. Квоты устанавливались по полу, возрасту и районам проживания клиентов.


РЫНОК БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ ВЛАДИВОСТОКА


Кризисные явления, охватившие значительную часть отраслей экономики Приморского края, не обошли стороной и банковскую сферу. Кредитно-финансовые учреждения (КФУ) пересматривают структуру продуктового портфеля, приостанавливают некоторые программы, особенно по кредитованию, ужесточают процедуры оценки заемщиков и выдачи кредитов. В свою очередь клиенты изменяют свое отношение к операторам данного рынка. Наглядно продемонстрировать эти перемены можно на основе исследования потребительских предпочтений.

В результате опроса было установлено, что в сознании потребителей банковских продуктов и услуг выстроился определенный рейтинг популярности кредитно-финансовых учреждений (рис. 1).

   

   

Первое место в рейтинге популярности банковских учреждений г. Владивостока занимает «Сбербанк России», далее следуют «Примсоцбанк», «Росбанк», «ВТБ-24» и банк «Приморье». Предпочтения потребителей относительно выбора КФУ для сотрудничества распределились в том же порядке. Так, большинство потребителей банковских продуктов и услуг г. Владивостока являются клиентами «Сбербанка России» (49%), 17% отдают предпочтение «Росбанку», а 16% - «ПримСоцБанку». Всего потребителями было названо 24 КФУ, клиентами которых они являются. По мнению большинства респондентов, при выборе КФУ в первую очередь следует учитывать такие факторы, как стоимость продуктов и услуг, имидж банка, скорость обслуживания и долгосрочный характер взаимоотношений.
Форма собственности и состав акционеров не оказывают существенного влияния на процесс выбора того или иного КФУ потребителями банковских продуктов и услуг г. Владивостока
(рис. 2).

Для перемещения с нижних строк рейтинга популярности и узнаваемости на более благоприятные позиции помогает эффективная повседневная работа, а также грамотно разработанная стратегия маркетинговых коммуникаций. При формировании стратегии коммуникации важно знать перечень наиболее значимых для потребителей источников информации о банках. Исследование показало, что наиболее важными из них для 26% респондентов являются советы друзей и знакомых; наружная реклама (26% выборки); реклама на телевидении (20% опрошенных); реклама в газетах (13% участников опроса).

Результаты опроса позволили выявить предпочтения потребителей относительно состава продуктового ряда КФУ. Самым популярным банковским продуктом среди потребителей г. Владивостока являются банковские карты, которыми пользуются 60% респондентов, 45% опрошенных имеют денежные вклады, 32% потребителей - потребительские кредиты. Менее востребованным является автокредитование (6% выборки); ипотека (4% участников опроса); аренда сейфов (8% респондентов) (рис. 3).

Большая часть респондентов (55%), являющихся вкладчиками банков, разместили денежные вклады в банке на срок более года, 17% - сроком на 1 год, 14% опрошенных указали, что доверили свои сбережения банку на срок 5 лет или имеют вклады до востребования. Таким образом, на момент проведения опроса потребители скорее доверяли банкам, размещая свои сбережения на длительные сроки. К сожалению, в текущем периоде по предварительным оценкам, доля таких клиентов снизилась на 18%. Большая часть респондентов, имеющих денежные вклады, являются клиентами «Сбербанка России» (66%). С банком «Приморье» и «Дальневосточным банком» сотрудничают 9% вкладчиков. И, наконец, 6% потребителей денежных вкладов предпочитают размещать их в «Росбанке» и «ПримСоцБанке»
(рис. 4)
.

Таким образом, преимущество и абсолютное лидерство «Сбербанка России» по количеству размещенных вкладов населения г. Владивостока бесспорно и очевидно. Вместе с тем большая часть участников опроса (55%) не имеют на данный момент времени действующих вкладов, кроме того, 39% не имеют желания в дальнейшем воспользоваться данной услугой по причине отсутствия свободных средств или недоверия к КФУ.

На какие цели берут кредиты. Большинство потребителей банковских продуктов и услуг г. Владивостока, пользующихся кредитованием, имеют основной целью приобретение бытовой техники (34%), 20% используют заемные средства для ремонта квартиры, 13% планируют приобрести автомобиль на полученные в кредит средства. Стоит отметить, что в г. Владивостоке начинает развиваться кредитование на обучение и ипотека, хотя доля потребителей таких услуг остается незначительной (не более 3-4%). Большая часть из числа опрошенных потребителей, имеющих в настоящее время действующие кредиты (69% выборки), предпочитает краткосрочные кредиты. Для банковского сектора это скорее неблагоприятная ситуация, поскольку не позволяет формировать стратегию кредитования, ведет к преобладанию в кредитном портфеле «коротких» денег.

Cуммы кредитов. Наиболее популярными среди потребителей являются кредиты на сумму 20-100 тысяч рублей - 51%, которые используются для ремонта квартир и крупной бытовой техники. Кредиты на сумму до 20 тысяч рублей использует 26% выборки. Менее востребованы кредиты от 100 до 200 тысяч рублей. Только 13% выборки имеют кредитные договоры на такие суммы. С появлением возможности приобретения многих товаров в кредит у жителей г. Владивостока появилось больше возможностей для осуществления своих желаний и покупки тех товаров, единовременная оплата общей стоимости которых до массового использования кредитов была невозможна.

Вместе с тем платежи по многочисленным кредитам значительно затрудняют покупку товаров повседневного спроса, снижают вероятность возврата кредитов КФУ. В процессе исследования выявлено, что большинство потребителей банковских продуктов и услуг г. Владивостока, пользующихся услугой кредитования, реально оценивают свои возможности и берут кредит в размерах, соответствующих материальному положению семьи. Выплаты процентов по кредитам и возврат первоначальной суммы долга влияет на материальное положение семьи, но не вынуждает заемщиков отказывать себе в необходимых товарах и услугах и вводить жесткий режим экономии. Так считают 43% выборки. Значительная часть выборки (23%) отмечает, что наличие непогашенных кредитов практически не влияет на семейный бюджет и не способствует введению финансовых ограничений в семье. Вместе с тем для 16% участников опроса крайне затруднительно выплачивать кредиты и причитающиеся проценты. Вероятность возврата таких кредитов с прибылью для банков очень низка.

Наличие обеспечения. Снизить степень кредитного риска для КФУ позволяет наличие обеспечения. По данным опроса, у 23% респондентов, являющихся заемщиками, кредит является обеспеченным. В качестве залога чаще всего используется квартира (70% выборки); 19% участников опроса предоставили в залог автомобиль, 7% - гараж. Драгоценные камни и металлы, ценные бумаги и прочие аналогичные объекты практически не используются для обеспечения кредитов.

Принимая решения о целесообразности развития продуктового ряда, банковские служащие ориентируются не только на наличие желания получить кредит, но и на платежеспособность будущих заемщиков. Результаты опроса показали, что 41% респондентов, имеющих потребность в кредите, готовы потратить на его погашение от 3001 руб. до 5000 руб. ежемесячно, 33% респондентов каждый месяц имеют возможность выплачивать от 1001 руб. до 3000 руб., а 12% - от 5001 руб. до 10 000 руб. (рис. 5).

Выводы. В рейтинге популярности среди потребителей розничного рынка и по количеству обслуживаемых клиентов «Сбербанк России» является абсолютным лидером среди КФУ г. Владивостока. При выборе КФУ в первую очередь следует учитывать стоимость продуктов и услуг, имидж банка, скорость обслуживания и долгосрочный характер взаимоотношений. В целях информирования потребителей и продвижения своих идей и начинаний КФУ стоит опираться на мероприятия в области PR, наружную, телевизионную рекламу и распространение информации через газеты, которым доверяют потребители. Самыми популярными банковскими продуктами среди потребителей являются банковские карты, денежные вклады и потребительские кредиты. На момент проведения опроса потребители скорее доверяли банкам, размещая свои сбережения на длительные сроки. К сожалению, в текущем периоде по предварительным оценкам доля таких клиентов снизилась на 18%. Потребители активно используют кредитование. Самым популярным видом кредита является потребительский кредит. Цель действующего кредита в большинстве случаев состоит в покупке бытовой техники. В кредитном портфеле банков преобладают краткосрочные кредиты, а их сумма не превышает 100 тысяч рублей. Ежемесячный платеж по кредиту колеблется от 1001 до 3000 руб. Почти четверть кредитов являются обеспеченными. В качестве залога используется квартира, автомобиль или гараж. На момент проведения опроса 17% респондентов имели потребность в кредите для приобретения бытовой техники, автомобиля или квартиры. Однако потратить на обслуживание долга они готовы не более 5000 рублей в месяц. По предварительным оценкам, на данный момент платежеспособность клиентов снизилась в 2-2,5 раза, а потребность в кредите продолжает расти.


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:


2 Feb, 2010 16:33
Данила
Ахтунг. Секторная диаграмма какбе гонимая. Сумма процентов не равна 100!!!
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show