Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Приморская картинная галерея
42-77-89



<Кто знает, как выглядит Бог?> - детский вопрос, на который человечество до сих пор не дало конкретный ответ. Проект 2003 года выставочного зала Приморской картинной галереи <Икона-тханка> - одна из попыток ответа.

Тема выставки - изображения Бога и вселенной в культуре христианского (икона) и буддийского (тханка) искусства. Сходства и различия в иконографии и символографии этих предметов материального мира, позволяющих проникнуть в мир сверхъестественного.


ОБРАЗ БОГА: ВЫРАЖЕНИЕ НЕВЫРАЗИМОГО?


Великий Платон  считал произведения искусства лишь "тенью тени", ибо они представляют собой подобия материальных вещей, являющихся тенью высшей реальности.

Известно, что апологеты раннего христианства враждебно относились к созданию культовых изображений, видя в них
возврат к идолопоклонству. При этом ссылались то на Платона о ложности образов, созданных в подражание природе, которая сама является лишь тенью высших реальностей, то на библейский запрет: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли", - говорится во второй из десяти библейских заповедей (Исх. 20,4). Христианский культ божественного изображения, образа - иконы (от греч. eikon - изображение, образ) - зародился во 2 веке и расцвел в 4 веке. Христиане рассматривают икону не как тождественное божеству изображение, но как символ, позволяющий духовно приобщиться к "оригиналу" (архетипу), т.е. проникнуть в мир сверхъестественный через предмет материального мира.

Символика - характернейшая черта первых произведений христианского искусства. Это способность проникать за пределы материального мира, прозревая за земными вещами отблеск подлинной сущности - Мировой Души.

Стремление отвлечься от обманчивой реальности и сосредоточить мысли и чувства на скрытой за нею высшей истине отразилось на выборе христианских сюжетов, их символике, на художественных приемах исполнения изображений. В раннехристианском искусстве идеи и образы представлены в виде символов, основанных на евангельских иносказаниях и притчах. Например, изображение юноши - пастуха с агнцем на плечах восходит к словам Христа: "Я есмь пастырь добрый; и знаюМоих и Мои знают меня" ( Иоан.10, 14).

Постепенно в христианском искусстве утверждается человекоподобный образ  Бога-Пантократора на троне, на страшном суде. С течением времени на иконах появляются изображения не только Христа, но и святых, христианских подвижников в различных сценах из ветхозаветной и новозаветной истории. Атакже иконы догматико-богословского характера, представляющие собой своего рода религиозно-философские трактаты в живописи. И это не удивительно, т.к. изобразительное искусство в христианской религиозной традиции изначально выполняет функцию буквальной иллюстрации: "это библия для неграмотных". То есть икона - это, в первую очередь, не произведение искусства, а догматический предмет: догмот о воплощении "во плоти человеческой Христос явил себя на Земле".

В первые века буддийского искусства также не встречается ни одного человекоподобного изображения Будды. Вплоть до натоящего времени буддийское искусство значительно шире, чем искусство других религий, использует символы и эмблемы, которые часто обозначают сложные предметы и понятия. Например, колесо - символ учения Будды и его первой проповеди. Образ колеса присутствует и в позднейших версиях этого события вместе с фигуративным изображением Будды с поднятой ладонью - жест передачи учения.
Учение Будды, в отличие от сформировавшейся в средневековье христианской культуры (где подлинная ценность духовного основывается не на разуме, а на вере, надежде, любви) говорит о том, что только знание открывает человеку путь к счастью. Этот путь является, по сути дела, путем самоусовершенствования, путем строгой самодисциплины, постоянной упорной работы над собой, когда человек сознательно созидает душу свою, выращивая в себе добрые качества и изгоняя противоположные, мешающие совершенству. Буддийское искусство: архитектура, изображения Будды, бодхисаттв, защитников учения и многое другое - являются составными элементами учения о самосовершенстве человека. Высший образ в буддийском искусстве есть образ совершенного Человека, ставшего Просветленным, т. е. Буддой. Будда - это не имя, это особое состояние духа. То состояние духа и сознания, которое достигнуто человеком, постигшим абсолютную истину, - будущее всех людей, когда и они реализуют свою изначальную природу - природу Будды. В одном из буддийских текстов говорится, что "Будда есть старший из людей, отличающийся от них не более, нежели первый вылупившийся птенец от других циплят одной наседки".

Древние Священные Писания - Веды - объясняют, что у Бога нет формы, имея в виду, что у Него нет материальной формы. "У Него нет глаз, но Он видит все; у Него нет ушей, но Он слышит все; у Него нет ног, но Он быстрее всех бегущих; у Него нет рук, но Он может принять любое подношение". Так через постепенное отрицание материального в Боге Веды постепенно переходят к объяснению Его вечной духовной формы. Какова же эта форма?

Веды утверждают, что отказать Богу в форме - значит ограничить Его.  Ведический гимн "Брахма-самхита" описывает Его так: "Он цветет красотой вечной юности, ибо Его тело состоит из вечности, знания и блаженства". Иногда, глядя на традиционные индийские изображения различных воплощений Бога, люди выросшие на греческой эстетике с ее представлениями о мужественности и женственности, недоумевают по поводу неопределенности пола "индийского Бога". В этом мире двойственности мы любим все делить на черное и белое,  мужское и женское и т.д. По Ведам Бог, будучи Абсолютом объединяет в себе абсолютно все. Все противоречия и проявления двойственности примиряются и уравновешиваются в Нем, т.к. Он является источником их всех. В "Бхагавад-гите", (9.17) Кришна говорит: "Я - отец и мать этой вселенной". Таким образом тело Бога лишь  внешне является прообразом человека, но по сути оно безграничено и может проявлять Себя в различных формах, как бриллиант может поворачиваться разными гранями.

Цельность образного строя в изображении Бога разными религиозными конфессиями обусловлена единством формы видения, мировосприятия и мирооценки.

Горазда Луненко


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Финансовый анализ предприятий в России
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
Услуги зарубежных страховых компаний в России
История одного барреля
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show